Горячие Новости

Облако тегов

Сергей Кириенко – «серый кардинал» России на протяжении 20 лет

Динамику развития механизма управления государством в России прокомментировал Сергей Шелин. Он утверждает, что эпоха Путина стала неизбежной из-за стремления режима 90-х сохранить власть, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».

Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что многие современники человеком №2 в российской государственной машине называют Сергея Кириенко. Должность председателя правительства и даже главы президентской администрации Кириенко не занимает. Он является первым замглавы администрации президента, но особого значения это не имеет. С именем Кириенко связывают некоторые громкие мероприятия последнего времени, включая мартовское голосование. Выборы эксперты называют организаторским триумфом первого замглавы администрации президента.

Нечасто одному человеку приходится дважды с большим перерывом занимать второе место в структуре власти, но Сергею Кириенко это удалось. 20 лет назад, на протяжении всего апреля 1998 года, весь тогдашний властный режим боролся за назначение тридцатилетнего и неизвестного никому чиновника главой правительства. Борис Ельцин триСергей Шелинжды вносил кандидатуру Кириенко и только под угрозой роспуска и новых выборов парламентарии согласились с предложением президента.

Именно тогда, по словам Шелина, режим 1990-х предпринял последнюю попытку остаться у руля, не изменившись при этом до неузнаваемости. На протяжении 5-месячного периода премьерства Кириенко все представители бывшего в

ластного режима еще играли привычные роли и не догадывались о предстоящих изменениях. В последний раз Борис Ельцин попытался быть одновременно правителем-реформатором, единоличным правителем и защитником политических свобод.

Поэтому весной 1998 года президент уволил и отодвинул от себя всех людей, которые пытались им манипулировать. Среди отстраненных оказался бывший глава правительства Черномырдин и члены враждующих группировок Чубайса и Березовского. Новым премьером Ельцин выбрал человека, который поклялся продолжить развитие страны в соответствии с идеологией прогрессистов. Следующим по важности человеком в кабинете Кириенко стал Борис Немцов, недавний покровитель перспективного премьер-министра. Немцова, видимо, Ельцин рассматривал как собственного преемника. От мысли о роспуске КПРФ Ельцин после некоторых колебаний отказался, но не стал препятствовать введению механизма выборов глав федеральных субъектов.

Непродолжительный период премьерства Сергея Кириенко стал временем служебного взлета Владимира Путина, который происходил в атмосфере и стилистике 90-х годов. В мае 1998 года недавний соратник петербургского прогрессиста Анатолия Собчака Путин стал первым заместителем главы президентской администрации, через 2 месяца он возглавил ФСБ. При этом действующий президент отказался от генеральского звания, подчеркивая, что руководит ведомством в качестве гражданского лица.

Режим 90-х годов не справился с испытанием.

Предположительный успех правительства Кириенко мог дать режиму 1990-х годов шанс на продолжение существования. Вполне возможно, что руководство страны получило бы возможность со временем исправить накопившиеся за десятилетие дисбалансы. Провал правительства в августе 1998 года увенчался дефолтом и поставил точку в существовании этого режима.

Россия образца 20-летней давности, которой пытался управлять Кириенко, была государством измотанным всевозможными лишениями. В стране накопились разочарования в капиталистическом строительстве. Население не доверяло Кремлю и презирало алчную, спесивую и увязшую в междоусобицах власть. Внутри свободно избранного парламента царила левая оппозиция – она вгоняла в страх режим, но не могла сформировать собственное правительство с более-менее реалистичными управленческими идеями.

Постепенно капитаны финансов и бизнеса превратились в феодальных магнатов, лишенных чести и кастовой солидарности. Они раскачивали лодку, компрометируя режим, постоянно отпугивали друг друга от федеральных денег и делили остатки федеральной собственности. Новоизбранные губернаторы (старые номенклатурщики) в регионах строили властные вертикали, уничтожая при этом ростки самоуправления. С помощью шантажа они пытались добиться у центра благ и привилегий, но вместо анонсированной реставрации социализма грабили вверенные регионы.

Развитие событий указывало на приближение автократии, готовой утвердить и закрепить олигархический феодализм как свершившийся факт. При этом автократия должна была знать способы запугать одних, раскулачивать других, заткнуть рты третьим, построить всех без исключения и успокоить население уверениями о возврате к славному прошлому. Однако 20 лет назад режим 90-х имел незначительный запас времени и шанс в последний раз переиграть судьбу.

Многолетний экономический спад в 1997 году замедлился, за несколько лет рост хозяйства и подъем уровня жизни могли бы дать режиму шанс изменить ситуацию в стране без ухудшения свобод. Благодаря подъему экономики после дефолта система смогла в нулевые годы встань на ноги. Вскоре оказалось, что система кардинально изменилась. Вряд ли сейчас возможно установить, почему при правительстве Кириенко такого не случилось. Радикальная смена экономического курса является сложной задачей даже для более опытных специалистов, а Кириенко был связан некими обязательствами и не имел политической опоры. Кроме того, нефтяная цена в то время упала до крайне низких показателей.

По мнению Шелина, последний экзамен провалил не только Кириенко и недальновидные члены его правительства, но и система в целом. В последние месяцы существование режима 90-х в главных властных звеньях не было понимания приближения краха и возможных его последствий. Лишь в конце августа, после падения финансовой системы стало понятно, что больше никогда она не будет прежней. Через некоторое время система начала самостоятельно собирать себя, обретая при этом незнакомые черты.

Постепенно люди, выбираясь из развалин, начали осваивать новые роли. Со временем оказалось, что роли разные. Сомнительно, что 20 лет назад Кириенко догадывался, что когда-то ему предстоит во второй раз стать одним из столпов режима, во главе которого будет Путин. Судя по всему, о предстоящих трансформациях ничего не знал и Ельцин. В любом случае у представителей режима 90-х было немного шансов что-то изменить.

 

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

курс казахстанского тенге
Казахстанский тенге к российскому рублю
Комсомольская правда
Комсомольская правда

Степан Супрун: украинец, первый дважды Герой СССР во Второй мировой войне
Mercedes G-Class
Mercedes G-Class – король внедорожников
Один в один. Телепроект
Один в один. Телепроект
Чечня
Чеченская республика