Реакцию Москвы на очередной пакет антироссийских санкций прокомментировал Дмитрий Орешкин. Он утверждает, что ответные меры нанесут вред только российским гражданам, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Российский политолог Дмитрий Орешкин в своей публикации напоминает, что Россия готовит ответные санкции для США. Среди прочего чиновники намерены запретить ввоз в Россию американских лекарств и продуктов питания. Нередко при оценке инициатив чиновников эксперты задаются вопросом о том, готовы ли рядовые россияне пойти на такие жертвы.
Политолог обращает внимание на то, что никто не намерен интересоваться мнением рядовых россиян. После выборов многие жители страны переживают депрессию и решительно не желают принимать участие в каких-либо публичных акциях. Недавний опрос Левада-центра показал, что только 10 процентов россиян теоретически допускают возможность своего участия в протестных акциях. Остальные 90 процентов не готовы или не желают протестовать. Орешкин отмечает, что современный уровень апатии является самым высоким за последние восемь лет.
Вряд ли при описании современной ситуации можно сказать, что российские граждане недовольны происходящим. Скорее всего, они просто не знают, что делать. Жители страны не знают, за что бороться, поэтому и не намерены принимать участие в какой-либо борьбе.
Предполагаемые российские ответные санкции, по словам политолога, являются ударом чиновников и политиков по собственному населению. Он констатирует, что в случаях, когда речь идет о качестве лекарств, нет смысла объяснять, почему покупать американскую продукцию лучше, чем китайскую. Произведенные американскими компаниями медикаменты часто значительно дороже, но ради спасения жизни каким-то образом россияне находят нужные деньги.
В ближайшем будущем российские граждане могут лишиться возможности покупать американские медикаменты из-за отсутствия их на рынке. Американцы и их компании от потери российского рынка, который вряд ли можно считать самым обширным, не сильно пострадают. Жители России в свою очередь лишатся возможности покупать качественные лекарства.
Гипотетический запрет на ввоз сигарет и напитков, скорее всего большим шоком для населения не будет. Прежде всего, иностранные табачные и алкогольные изделия отличаются высокой стоимостью, а современные россияне в большинстве своем предпочитают более доступные товары. Поэтому большая часть россиян просто не заметит исчезновения некоторых американских продуктов из прилавков магазинов.
Среднестатистический российский гражданин предпочитает покупать отечественные сигареты и водку, стоимость которой приблизительно в 5 раз ниже, чем американского виски. Любители произведенного в США бурбона всегда могут купить любимый напиток в любом магазине Duty Free. Это значит, что контрсанкции являются очевидным пиаром. Реакция населения, которое одобряет инициативы власти, показывает, что способ пиара выбран правильно. Некоторые россияне считают уместной более жесткую реакцию, включая ядерный удар.
Выбор в пользу виртуальной реальности взамен материальной Орешкин называет типично советской способностью. В Кремле это понимают, поэтому позволяют себе подобного рода шаги. На самом деле для экономики российской и американской ущерб от санкций минимальный. Для населения ограничения также не имеют большого значения, но в медийном плане ответная реакция важна.
Запрет Telegram не консолидирует российское общество.
Большинство людей стараются не обращать внимания на эти моменты и не размышлять о том, в чем заключается реальная сила президента Путина. Россияне не размышляют и о том, какой удар хозяин Кремля нанес Сирии, как он защитил диктатора Асада от США, сдерживает американскую агрессию и о множестве других интересных моментов. Рационально над этими вопросами размышлять нельзя, поскольку тогда не видны никакие победы. Поэтому граждане используют иррациональный подход – акцентируют внимание на самом факте ответа.
Такую ситуацию политолог считает типичной для России и вполне объективной. Именно так обстоят дела внутри государства. Поэтому бессмысленными, по словам Орешкина, являются размышления некоторых политологов о том, что режим Путина со дня на день рухнет. Эксперт объясняет, что такие политологи, как правило, проживают за рубежом и не понимают специфики ситуации внутри страны.
На самом деле российский режим консервативен, он неспособен и не стремится к развитию. Вместе с консервативной властью от мира отстает Россия, но и это режим не волнует. Система контролирует власть, ситуацию и идеологию. Эффективность механизмов подтверждает недавняя победа главы государства на выборах. Создавшаяся ситуация не приносит никому радости, но особо и не разочаровывает, она воспринимается как аналог СССР брежневских времен.
В то же время запретом Telegram многие обеспокоены. Переживают лишь те представители меньшинства, которые сервисом пользовались (5-10 процентов населения). Эти люди раздражены, озабочены, они понимают, что страна идет в тупик. Такая позиция типична для брежневской ситуации 70-80-х годов (период кухонной оппозиции). Недовольные люди не ходят на выборы и демонстрации, которые считают бессмысленными.
Отдельные граждане вычли себя из процесса, режима и государства в целом. Поначалу они отстраняются ментально, молодежь предпочитает просто покидать страну. Страна Советов в атмосфере застоя перед развалом просуществовала 15-20 лет. В современной России нет никаких причин для волнения – нефть дорожает, а падение рубля только укрепляют режим, получающий лишние деньги.
Возможно, запрет Telegram некоторых граждан возмутил, хотя жизненно важным этот сервис нельзя назвать. В любом случае запрет не является событием, способным консолидировать, вызвать протест или политические акции. Нынешнюю Россию Орешкин сравнивает с мерином – он послушен, понемножку работает, но из-за известных причин не производит детей.