Особенности функционирования механизма колебаний российской валюты описал Сергей Шелин. Он утверждает, что радикального изменения курса без реального апокалипсиса ждать не стоит, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что недавняя валютная паника напомнила людям о возможных колебаниях стоимости денежных единиц. В отличие от метра или литра, рубль или доллар со временем меняются. В аналитическом отделе компании NordFX информируют, что по курсу российского Центробанка с 6 по 12 апреля доллар подорожал на 11 процентов (с 57,6 до 64,1 рубля), затем паника пошла на убыль, а рубль начал расти.
Вполне возможно, что рост рубля окажется кратковременным, но и дополнительно усложнять ситуацию не стоит. В перспективе ближайших месяцев курс рубля будет зависеть лишь от 3 постоянно действующих факторов:
- величина российского экспорта. С ростом показателей экспорта укрепляется рубль. Поэтому санкции в отношении предпринимателя Дерипаски, экспортирующего алюминий, ослабляют рубль не только эмоционально, но и объективно, хотя и не радикально. Весь российский экспорт в текущем году может составить приблизительно 400 миллиардов долларов, новые запреты в совокупности снижают этот показатель всего на несколько процентов.
Главными статьями российского экспорта являются нефть, газ и нефтепродукты. Экспорт может значительно сократится после предположительного введения эмбарго на эти поставки. Развитие событий по такому сценарию сейчас можно себе представить, но подобные события следует рассматривать уже как войну, у которой свои правила. Остается лишь надеяться, что до этого не дойдет.
Из-за банального снижения показателей нефтедобычи в стране поставки энергоносителей могут упасть. За январь-февраль текущего года объем производства сырой нефти действительно сократился на 1,6 процента по сравнению с аналогичным отрезком 2017 года. Однако этот спад некритичный по величине и вряд ли в будущем усугубится. Первый из трех факторов способен поколебать курс рубля на проценты, но не на десятки процентов;
- общий баланс мирового рынка нефти. Нефтяные цены вместе с курсом рубля начнут расти, если спрос на энергоносители будет превышать предложение, в противном случае рубль вместе с нефтью будет дешеветь. В настоящее время энергоноситель дорожает, в начале месяца баррель нефти Brent продавался за 67 долларов, сейчас подорожал до 72 долларов. Этот подъем помог остановить и повернуть вспять рублевое падение последних дней, но причины его следует рассматривать отдельно.
Само по себе состояние всемирного энергетического рынка не указывает на предстоящий рост стоимости нефти. В текущем году показатели потребления вряд ли увеличатся более чем на 1,6 миллиона баррелей в день, предполагаемый рост добычи увеличение спроса компенсирует или даже перекроет. В США, к примеру, уровень нефтедобычи поднялся до рекордного показателя 10,52 миллиона баррелей в день. Сейчас американские нефтяники добывают больше нефти, чем в Саудовской Аравии и лишь на 0,4 миллиона баррелей отстают от россиян. По официальному прогнозу в следующем году американская добыча увеличится еще на 1 миллион баррелей ежедневного производства.
Одновременно растет добыча энергоносителей в странах, не присоединившихся к пакту ОПЕК+, который пытается с помощью самоограничений удержать ценовые показатели. Без глобальных мировых потрясений в среднесрочной перспективе нефтяная цена должна, скорее, снижаться и тянуть рубль вниз за собой. Однако на практике движение вниз маловероятно, поскольку существует еще один важный фактор;
- крупные потрясения или всеобщее ожидание таковых. Не учитывая самые глобальные потенциальные опасности, можно обратить внимание на вероятность возобновления эмбарго на иранскую нефть или масштабные боевые действия на аравийских нефтепромыслах и путях вывода энергоносителей. На фоне ожидания разового американского удара по неопределенному количеству объектов, соседствующих с сирийскими нефтепромыслами, цены нефти выросли.
Скорее всего, рубль сохранит стабильность.
Панические настроения на рынке приходят и уходят, а устойчивый рост стоимости нефти возможен лишь на фоне крупных и длительных боевых операций. Причиной могут стать также сопутствующие боевым действиям масштабные экономические бойкоты. Если последний фактор не будет оказывать влияние на ситуацию, то в ближайшие месяцы рубль будет чувствовать себя спокойно и вряд ли станет отходить слишком далеко от своих привычных ценовых показателей.
Российские экономические власти позитивно воспринимают то, что рубль слегка ослабел. Это значит, что все верноподданные будут обложены добавочным налогом на импорт, который стремительно дорожает в рублевом выражении. Как всегда, начальство остро нуждается в деньгах и радуется добавочному их источнику, который возник сам по себе. Поэтому экономические власти вряд ли по своей инициативе станут поддерживать рубль и тратить на это часть международных резервов.
Вполне возможно, что на каком-то этапе Центробанк начнет поддерживать рубль, по указке с самого верха. Вождь может счесть, что в своем огорчении народ переходит красную черту, тогда даст финансистом отмашку бросить на рынок десяток-другой миллиардов иностранных денег. Такая ситуация в ближайшей перспективе вряд ли возможна. Мировые и внутренние механизмы, оказывающие влияние на курс рубля, предельно просты. Поэтому по-настоящему изменило рублевый курс только удешевление нефти в 2 раза по сравнению со средними показателями периода 2011-2013 годов.
За последние 4 года прогнозы с долларом по 100, 200 и 300 рублей периодически появляются и исчезают. На самом деле, по словам Шелина, чтобы сбылись эти прогнозы необходимо что-то, действительно напоминающее апокалипсис. Несчастья подобного масштаба иногда происходят, но реже, чем принято думать. Вместе с тем, на фоне глобальных трудностей курс рубля интересует немногих.