В российском правительстве и Кремле заранее ведется подготовка к ужесточению санкционной политики Запада. Рассматриваются варианты с введением ограничений против государственного долга и отключение от системы SWIFT, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
В Кремле и российском правительстве заранее готовятся к тому, что Вашингтон может выбрать самый жесткий сценарий в отношении ограничительных мер против России, об этом журналистам рассказали два федеральных чиновника. В руководстве страны в качестве самых жестких возможных мер рассматривают санкции против государственного долга и отключение России от системы SWIFT. Кроме того, в Москве серьезно опасаются блокирующих санкций против крупнейших банков (Сбербанк и ВТБ).
Собеседники журналистов уточнили, что готовиться к худшему власти начали еще перед публикацией в январе «кремлевского доклада» американского Минфина. Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли ранее анонсировала, что новые антироссийские санкции будут введены в понедельник, 16 апреля. В этот раз ограничения планировались как ответ Вашингтона на поддержку Россией сирийского лидера Башара Асада.
Вечером 16 апреля, ссылаясь на собственные источники, газета The Washington Post сообщила, что американский президент Трамп отложил введение новых санкций против России. Своим советникам глава государства объяснил, что сам не достаточно изучил будущие ограничения. Собеседники журналистов в Белом доме уточнили, что заявление Хейли было ее личной и ошибочной инициативой.
Москва готовится к ухудшению ситуации.
Несмотря на то, что анонсированные санкции пока не введены, в Кремле и правительстве рассматривают два варианта возможных ограничений Вашингтона в отношении суверенного долга России:
- вкладывать деньги в облигации федерального займа (ОФЗ) запретят только американским инвесторам. Такой вариант ограничений действует в отношении Венесуэлы с августа прошлого года;
- запрет на покупку российского госдолга. Ограничение экстерриториального характера фактически будет распространяться на иностранных (в том числе российских) юридических лиц. Юридически американское правительство не может запретить делать что-либо лицам, которые не входят в юрисдикцию США, но Вашингтон способен пригрозить потенциальным нарушителям так называемыми вторичными санкциями за сделки с российским госдолгом.
На сегодняшний день иностранные инвесторы являются держателями более трети российского госдолга. Именно глобальный характер вложений в российский госдолг был одной из причин, из-за которой в январе Минфин США не рекомендовал вводить санкции против российской суверенной задолженности. Глава Минфина Стивен Мнучин 11 апреля заявил, что ведомство по-прежнему не поддерживает такие ограничения.
Для защиты от потенциальных ограничений в Москве рассматривается возможность формирования специального банка для приобретения российского госдолга. Также возможным вариантом является принятие мер, которые помогут «скрыть» имена людей, приобретающих российский госдолг. Главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин вполне разумным называет создание механизма государственных интервенций на рынке ОФЗ на случай введения ограничений против госдолга. При этом сутью механизма может быть временная поддержка ОФЗ, доходность которых подскочит в случае запрета иностранным инвесторам покупать российские государственные бумаги.
Для обслуживания государственного оборонного заказа чиновники уже создали специальный банк, засекречивание части информации для защиты от санкций применяется все чаще. Еще одним возможным способом преодоления потенциальных трудностей является «привлечение денег населения» через механизм продажи гражданам ОФЗ, такая инициатива обсуждалась еще в январе. Тогда глава правительства Дмитрий Медведев предложил распространить практику на региональный уровень, чтобы субъекты Федерации были заинтересованы в выпуске ценных бумаг.
По-прежнему в руководстве государства вероятным считают отключение России от системы SWIFT, которая используется для межбанковских коммуникаций. По словам федеральных чиновников, такой вариант возможен, если ситуация с санкциями будет развиваться по максимально жесткому сценарию. Периодически эта тема обсуждается, начиная с 2014 года, после аннексии Крымского полуострова. Перед президентскими выборами 2016 года в США российские эксперты и дипломаты прогнозировали, что после предположительной победы Хиллари Клинтон Вашингтон добьется отключения России от системы SWIFT.
В конце прошлого года глава Сбербанка Герман Греф в беседе с журналистами Financial Times заявил, что гипотетические санкции Вашингтона против олигархов и госкомпаний станут иррациональными при отключении российских банков от системы SWIFT. Банкир предположил, что в случае введения широкомасштабных санкций холодная война покажется «детской игрой».
В российском руководстве опасаются, что предположительное отключение России от системы обмена банковской информацией может привести к краху финансовой системы и остановке внешних расчетов. Особенно опасной выглядит перспектива остановки расчетов за поставки газа. На этот случай чиновники готовят возможность производить внешние расчеты через агентов с привлечением компаний-посредников.
Пример Ирана доказывает, что запрет на использование SWIFT частично можно обойти. В стране от системы были отключены не все банки. Попавшие под санкции финансовые учреждения арендовали телефонные линии банков в Дубае, Турции и Китае для передачи банковских сообщений или использовали другие банки из Ирана в качестве проводников данных. Близкие к администрации президента собеседники журналистов рассказывают, что серьезные опасения вызывает перспектива ужесточения санкций против крупнейших российских банков, в первую очередь это Сбербанк и ВТБ.