После мартовских выборов ожидается презентация законодательных инициатив, направленных на реализацию предвыборных обещаний президента Путина. Системные либералы стараются угодить лидеру страны и сохранить лицо, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что российское руководство активно ведет борьбу за сохранение власти сирийского диктатора Асада, но внутренними делами также занимается. Впереди россиян ждет назначение правительства, а также, вероятно, издание новой версии «майских указов». Обновленный вариант знаменитых президентских распоряжений станет программой нового правительства.
Ходят слухи, что хозяин Кремля приказал премьер-министру Медведеву провести переговоры с главой Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным и почерпнуть все подходящее из разработок экспертов организации. Вполне возможно, эта встреча на практике обернется очередным унижением Медведева, но ожидаемый масштаб переговоров впечатляет. С Кудриным и сотрудниками ЦСР будет общаться не только Медведев, но и несколько чиновников, на самом деле принимающих решения.
Среди участников мероприятия значится глава Минфина Антон Силуанов и первый вице-премьер Шувалов. Это значит, что по итогам переговоров какая-то часть из предложений кудринцев будет утверждена. До сих пор суть инициатив ЦСР была известна лишь частично. Днями (видимо, не случайно) ЦСР представил свою программу «Стратегия развития страны». В программе указаны 7 стратегических приоритетов и описаны 5 «первых шагов к 7 приоритетам».
Ориентиры, указанные в списке приоритетов, соответствуют характеру «майских указов-2». К примеру, приоритетом является ускорение технологической революции, цифровизации и других подобных тенденций. Очевидно, что этот пункт будет утвержден, поскольку научно-технический прогресс постоянно правительство считает своей целью. Еще одним приоритетом эксперты называют рост несырьевого экспорта с 107 до 200 миллиардов долларов к 2024 году. Подобные ненаучные прогнозы, по мнению Шелина, создают у начальства иллюзию власти над будущим, поэтому легко утверждаются.
Не менее положительно чиновники относятся к обещанию увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике до 40 процентов к 2030 году и ослабить тяготеющий над предпринимателями гнет проверок. Не в первый раз представители власти озвучивают такие обещания, включение их в «указы-2» вполне вероятно.
Первым номером в списке приоритетов ЦСР значится повышение пенсионного возраста, осуществляемое на протяжении 16 лет и сопровождаемое видимым ростом реальных пенсий. Показательными обозреватель называет церемонии, отступления и откладывания, с которыми российская автократия подступает к этой проблеме. Сомнительно, что этот проект напрямую будет включен в «указы». Не исключено, что будут использованы предельно обтекаемые выражения, что позволит в дальнейшем легко отказаться от этой нормы.
Не все предложения система готова воплотить.
Вполне пригодным для включения в закон выглядит приоритет №5, направленный на облагораживание казенной машины. Эксперты ЦСР пишут, что государство должно существовать для своих граждан и быдь в первую очередь партнером и помощником, которому можно доверять в любой жизненной ситуации. Приказ, обязывающий бюрократов немедленно стать инициативными слугами граждан, будет выглядеть красиво и традиционно. В казенных архивах есть несметное множество таких повелений.
В целом приоритеты программы ЦСР государствоцентричные и технократичные, что должно понравиться начальству. В инициативах экспертов граждане выступают только как объекты мероприятий бюрократов и процедур, совершаемых электронными системами. Никакого намека на демократию в предложениях экспертов нет. Единственной попыткой вырваться из этого круга является приоритет №6, предлагающий горожанам возможность участвовать в судьбе города. Жители российских городов могут определять, на что тратить бюджет города и следить в дальнейшем за выполнением работ. О восстановлении местного самоуправления речь не идет, всего лишь предлагается проводить интернет-голосования.
Приоритеты тщательно обходят все, что может не понравиться лидеру страны и первая часть программы (целиком или частично) может быть включена в «указы-2». Ложные обещания не новы, они никого ни к чему не обязывают, послабления слишком обтекаемо сформулированы, чтобы ими можно было воспользоваться на практике. Во втором разделе указаны «5 первых шагов к 7 приоритетам». Всего один из шагов может и должен попасть в «указы», он посвящен «бюджетному маневру».
Суть маневра заключается в увеличении доли ВВП, которая тратится на образование, медицину и инфраструктуру. Инициативы раньше анонсировались президентом и стали частью официальной доктрины. В первом шаге предлагается создание Центра эффективности управления (независимая структура, которая навязывает бюрократии непривычные ей правила), третий шаг предусматривает создание Центра трансформации госкорпораций (ограничивает власть главных магнатов государства). Четвертый шаг предполагает проведение судебной реформы и смену принципов укомплектования судейского корпуса.
Сложно представить, что в России могут внедряться или всерьез обсуждаться проекты, которые наносят вред большим интересам и предполагают небольшие модификации авторитарно-феодального режима. Судя по всему, не случайно план ЦСР разделен на две части. В первом разделе описаны удобные и давно освоенные системой банальные инициативы, вторая часть содержит меньше банальностей, и предложения, которые система добровольно не допустит.
Внутренняя драма системного либерализма впервые настолько наглядно расколола идеи и рецепты Кудрина. Либералы работают внутри системы, поэтому должны сочинить и скормить ей то, что она давно превратила в бессмысленные слова, которые охотно включает в «указы». Одновременно сислибы желают сделать что-то разумное, доброе и вечное. Поэтому включили в документ второй раздел с шагами, выполнение которых может придать смысл бессмыслицам. Весьма сомнительно, что инициативы из второй части будут реализованы.