Инициативу российских чиновников о возвращении студентов из-за границы прокомментировала Виктория Волошина. Она утверждает, что государство не может предложить студентам, учащимся за границей, какие-то выгоды, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Виктория Волошина в своей публикации пишет, что нет смысла всерьез обсуждать законопроекты нынешней Госдумы, но две недавние «патриотичные» инициативы удачно совпали по времени. Парламентарии предложили ввести норму об обязательной отработке вузовских выпускников, которые учились на бюджетном месте. Россотрудничество предложило возвращать домой российских студентов, учащихся в Великобритании и других «недружественных» странах.
Возможно, до высших эшелонов власти дошли стенания ученых и экспертов о том, что за несколько последних лет из страны успешно утекли почти все мозги. После этого вниз по вертикали пошла команда: «мозги вернуть и больше заграницу не пущать». Инициатива Россотрудничества носит название «Highly Likely Welcome Back, или пора домой!». Авторы документа обращают внимание на безопасность молодых россиян, которые могут пострадать от провокаций стран, проявляющих недружественное отношение к России.
Удивительным журналист называет умение российских государевых людей приписывать собственные грешки другим. В свое время под разными предлогами в России отчисляли украинских, грузинских и турецких студентов. Тогда российские граждане, которые выбрали учебу за пределами страны (по подсчетам профильного ведомства, сейчас таких около 60 тысяч) не жаловались на ущемление по национальному признаку. Даже если после последних событий в Великобритании найдутся люди, которые невзлюбят русских, то России одинаково нужно чем-то завлечь молодежь на Родину.
На презентации проекта Россотрудничества один из деканов МГИМО рассказал, что ВУЗ готов в экстренном порядке принять несколько сотен новых студентов, но не уточнил, на какой основе (платной или бесплатной). Если речь идет о платном обучении (в случае МГИМО год обучения стоит в среднем 450 тысяч рублей), то проект «Пора домой» больше напоминает попытку вернуть утекающие за границу деньги, а не мозги. В случае бесплатного обучения «мозгам» в конечном итоге придется отрабатывать в одном из многочисленных отдаленных уголков родной страны.
Что Родина может предложить «мозгам»?
Согласным вернуться в родную страну студентам Родина должна предложить какие-то заманчивые перспективы. Отпрысков элиты ждет теплое место возле бюджета, будущие победы в тендерах, членство в наблюдательных советах и другие бонусы, которыми пользуются приближенные к трону. Преимущества эти временны, поскольку кормовая база сокращается, а делиться элита не привыкла. В любом случае возвращение сотен этих «привилегированных детей» пройдет без особых трудностей.
Другим десяткам тысяч потенциальных возвращенцев государство должно что-то пообещать. О хорошей зарплате речь не идет, поскольку курс рубля нестабилен. Отсутствуют в современной России прорывные технологические направления, в которых могли бы работать специалисты после обучения за границей.
Более того, в стране сейчас технологии больше блокируют, чем разрабатывают. Специалисты по разного рода блокировкам могут быть востребованы лишь в странах-изгоях, где уровень жизни не такой, к которому привыкли студенты из европейских государств. Россия может предложить вернувшимся студентам чувство гордости за Родину, вставшую с колен. Такого ресурса в государстве более чем достаточно, но сомнительно, что он может привлечь людей, давно не смотревших российское телевидение.
По мнению обозревателя, массового исхода российских студентов из Лондона в Москву, скорее всего, не будет. Аналогично не вернулись назад евреи, которых призывал президент Путин. Не услышали призыв бизнес-омбудсмена Бориса Титова предприниматели. Судя по всему, «вернуть мозги» Россия вряд ли сумеет, остается только вариант «не пущать». В этом случае пригодится инициатива парламентариев об обязательной отработке.
Логику законопроекта можно понять – государство 4-6 лет тратило деньги на обучение и может добиваться возвращения долга, отработки 4-6 лет в регионе, куда пошлет Родина. В свое время этот принцип работал в СССР, но эффективность его сложно назвать высокой. Далеко не всегда вчерашние студенты могли попасть на более-менее привлекательное место работы.
Сторонники «обязаловки» любят вспоминать, что трудящиеся подневольно в советских «шарашках» люди часто достигали впечатляющих результатов. При этом они забывают упомянуть, что у самих работников выбор был небольшой – работа в «шарашке» и жизнь или же лагерь и смерть. Теоретически подобный выбор можно создать в современной России, но тогда есть риск, что в российские ВУЗы никто не пойдет учиться.
Вместо обучения с неоднозначной перспективой дальнейшего трудоустройства российские «мозги» побегут в кембриджи, оксфорды, восточно-европейские или азиатские вузы. В итоге придется закрывать границы, чтобы хоть кто-то остался в России учиться и работать. Также возможно в подобном случае создание полиции для поиска и возвращения беглых студентов на родину. Затем останется только удивляться, почему российские ракеты падают, а дроны совершают «самоубийства».
Обозреватель констатирует, что нынешние руководители страны не понимают, как работает свободный рынок труда, поэтому часто прибегают к советским методикам – обязать, запретить, распределить. Под сопровождение риторики о технологическом прорыве, цифровизации и инновациях в стране сформировалась почти феодальная система отношений, которая усугубляется страхом всевозможных протестов и капиталистической жаждой наживы. Показательным примером этих отношений Волошина называет эпическую схватку Роскомнадзора и одного из бывших российских студентов Павла Дурова. В этой битве смешным выглядит вовсе не создатель ВКонтакте и запрещенного в России Telegram.