Социологические исследования фиксируют падение рейтинга поддержки российского президента. Однако противники власти не улучшают свои позиции, что свидетельствует о нестабильности политической системы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
По данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) рейтинг доверия президенту Владимиру Путину после мартовских выборов начал снижаться. Накануне голосования он составлял 55,3 процента, а к середине апреля снизился до показателя 48,4 процента.
В целом причины снижения рейтинга понятны. После выборов начался новый виток конфликта между Россией и Западом, произошел пожар в кемеровском ТРЦ «Зимняя Вишня», разразился «мусорный» скандал. Президент занимает место в центре системы власти с довольно жесткой вертикалью. Общественное недовольство и раздражение среди прочего сказываются на рейтинге поддержки главы государства.
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров и руководитель Левада-Центра Лев Гудков называют падение рейтинга явлением закономерным. Они считают, что после выборов возможны и соответствуют норме колебания рейтинга в пределах 3-4 процентов. Фактически это значит, что теперешний рейтинг доверия Путину вернулся к своим привычным средним показателям. Повышаются показатели, как правило, в преддверии выборов, когда власть всячески старается мобилизовать избирателей. После завершения избирательной кампании, когда результат выборов объявлен, граждане в большинстве своем теряют интерес к политике и политикам.
Примечательным в нынешней российской ситуации является тот факт, что снижение рейтинга действующего президента не сопровождается ростом доверия к другим политическим деятелем, особенно оппозиционным. Оппозиционеры или недостаточно известны, либо не рассматриваются россиянами в качестве альтернативы нынешней власти. Некоторые представители оппозиции вовсе считаются системными.
В России обычная логика политической жизни не работает. В других государствах, когда власть на фоне каких-либо катастроф или социально-экономических трудностей теряет очки, у оппонентов руководства страны появляется шанс улучшить собственные показатели. В большинстве случаев оппозиционеры успешно используют трудности власти.
Если верить результатом исследования ВЦИОМ, президент Путин потерял около 7 процентов поддержки. Однако не выиграл на этом никто из оппозиционных политиков. Не улучшились показатели Геннадия Зюганова, Павла Грудинина, Владимира Жириновского, Ксении Собчак, Григория Явлинского или Алексея Навального. Извлечь пользу оппозиционерам не удалось.
Сильная оппозиция в России отсутствует.
После завершения выборов политика в стране, по сути, выключается и затрагивает это всех, включая граждан, действующую власть и оппозиционные силы. Теоретически противники правящей элиты могут пользоваться колебаниями рейтинга президента во время избирательной кампании. Частично из-за этого самых жестких критиков руководство страной крайне неохотно пускает на выборы.
Чаще всего власти удается с помощью доступных механизмов и ресурсов контролировать предвыборную повестку. Основному кандидату стараются создать правильный и максимально выигрышный образ. Поэтому оппозиционерам в большинстве случаев сложно получить высокую поддержку избирателей. Перед голосованием власть редко теряет очки, колебания рейтинга возможны только положительные.
По большому счету, отсутствие сильной оппозиции, которую общество может считать заслуживающими доверия политиками, следует расценивать как выигрыш правящей элиты. Тем не менее, этот момент скорее вредит стабильности политической системы, чем помогает. По словам социологов, колебания рейтинга Путина нормальны и соответствуют правилам для подобных ситуаций. Сложно сказать, что случится, если колебания уровня поддержки окажутся ненормальными.
Недавнюю трагедию в Кемерово, к примеру, вряд ли кто-то мог бы предсказать. Сложно прогнозировать и реакцию общественности на подобные события. В любом случае у власти находятся люди, которые имеют дело с людьми. В механизме не предусмотрено участие сверхточного компьютера, который подсчитывает цифры и численные показатели.
На практике это значит, что в случае реального кризиса доверия власти, который может выражаться в резком и стремительном падении рейтинга, оппозиция вряд ли сможет улучшить свое положение. Именно в этом заключается настоящий дисбаланс системы и «раскачивание лодки».
Раньше правящая элита успешно застраховалась от возможного перехода власти к либералам или левакам. Вместе с тем, чиновники не могут быть уверенными в том, что власть в стране не захватят настоящие радикалы, который часто волна общественного раздражения выносит на поверхность в кризисные периоды. Представители власти могут побеждать актуальных оппонентов на политическом поприще, убеждая себя в допустимости применения любых средств.
В идеале победа власти не должна приводить к институциональному исчезновению оппозиции. Лишь в ситуации, когда соперникам позволяют набирать политические очки, систему можно считать сбалансированной. В противном случае дисбалансы внутри властного механизма могут привести к трудностям в критические моменты.