Столкнувшись с угрозой крупных неприятностей в будущем, чиновники призывают «молодые умы» вернуться обратно в Россию. Александр Эткинд объяснил, почему инициатива Москвы окажется безрезультатной, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В беседе с Жанной Немцовой профессор Европейского университета во Флоренции и автор теории паразитического государства Александр Эткинд рассказал, почему проект Россотрудничества «Highly likely welcome back, или пора домой» не заставит «молодые умы» вернуться обратно в Россию. В отношении России Эткинд употребляет термин «паразитическое государство», что профессор объяснил рядом причин.
Ключевым моментом эксперт называет ресурсный характер экономики, основанный на эксплуатации природных ресурсов. В случае России это продажа нефти и газа. В таких странах капитал создается не трудом населения, а удачным сочетанием наличия ресурсов и возможности их доставки потребителям. Кроме того, паразитическое государство занимается собственным обогащением, обогащает своих руководителей, но не выполняет основные функции государства. Описывая потенциал перерождения подобного государства, профессор констатирует, что существует несколько вариантов.
Государство-паразит может существовать в паразитической форме до тех пор, пока избранный ресурс можно реализовать на мировом рынке. Нередко цены на ресурс падают или запасы его истощаются, тогда государство пытается найти замену. В российском руководстве «новой нефтью» называют людей. В ситуации, когда источником наполнения государственного бюджета становятся люди, государство из паразитического переходит в цивилизованное. Тогда страна начинает зависеть от людей, которые в свою очередь могут предъявлять легитимные требования, так появляется демократия.
В годы холодной войны советология активно развивалось в американской и европейской науке. После перестройки и гласности в мире, по словам профессора, появилось слепое доверие и безразличие к происходящему в России. В последние годы, после перелома в российском обществе многие западные эксперты говорят о необходимости возрождения русистики, но реальные программы и кафедры не создаются.
Кому-то из учащихся за рубежом российских студентов придется вернуться.
Недавно Россотрудничество запустило проект под названием «Highly likely welcome back, или пора домой» и пытается убедить российских студентов, обучающихся за рубежом, вернуться на Родину. В других странах сейчас учатся 60 тысяч студентов из России. Идея проекта состоит в том, чтобы они вернулись из Великобритании и других стран, которые проводят «недружественную политику» в отношении России. Некоторые обозреватели называют инициативу сомнительной из-за отсутствия в России перспектив.
Комментируя программу, профессор утверждает, что можно только порадоваться, если российское правительство, отдельные университеты или предприниматели предлагают студентам работу. Вместе с тем, не исключено, что за этим «предложением» могут стоять какие-то другие планы, связанные с силовыми операциями. Обращает внимание профессор также на то, что есть небольшая часть студентов, которые учатся за границей за деньги программ, финансирующихся министерством образования. Эткинд рассказал, что у Европейского университета Флоренции также был договор с российским министерством.
Обучение российских аспирантов в иностранном ВУЗе ведомство оплачивало. Однако договор о сотрудничестве был внезапно разорван в 2016 году. По словам профессора, он не видит сил, которые могли бы заставить вернуться в Россию большую часть студентов, к примеру, из Великобритании. В основном образование в зарубежных вузах получают дети из богатых семей. Он допускает, что некоторым учащимся придется вернуться в Россию, но лишь небольшой их части. Также возможно, что речь зайдет об отзыве гражданства или принуждении.
Кроме того, оценил профессор влияние санкций и контрсанкций на различные совместные проекты между российскими и европейскими ВУЗами. Эткинд отметил, что для его университета прекращение финансирования обучения студентов министерствов образования России стало ударом. Тогда чиновники ссылались на падение рубля и подорожание заграничного обучения аспирантов.
Фактически содержание аспирантов за границей стало вдвое дороже. Изменение ситуации в худшую сторону, по мнению профессора, является результатом внешней политики России, введенных санкций и контрсанкций. Любое ухудшение положения отражается на образовательных программах. Особенно сильно страдают программы, финансированием которых занимается Москва. Улучшения ситуации профессор не ждет, поскольку пессимистично оценивает перспективы российской экономики.
Вместе с тем, профессор сомневается, что основной причиной сокращения программ стала ситуация в российской экономике. Он предполагает, что ключевую роль сыграли причины политические. Подчеркивает Эткинд, что на самом деле десятки университетов в Италии и других странах заинтересованы в российских студентах, которые платят за образование и заполняют аудитории. Педагоги из европейских университетов знают, что российским студентам легко даются языки, они интересуются математикой и социальными науками. Однако по политическим причинам талантливые российские студенты могут полностью лишиться возможности обучаться за границей