После инаугурации президент Путин предложил место главы правительства Дмитрию Медведеву, Госдума утвердила назначение премьер-министра. Немецкие политологи рассматривают причины постоянства тандема президента и премьера, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Политологи из Германии ожидаемым назвали предложение президента Путина о назначении своего многолетнего соратника Дмитрия Медведева на должность премьер-министра. Буквально через несколько часов после очередного вступления в президентскую должность глава государства внес в Госдуму кандидатуру Медведева, на следующий день парламентарии утвердили назначение. Научный сотрудник берлинского Фонда науки и политики Янис Клуге утверждает, что назначение Медведева его не удивило и вряд ли вызвало удивление у кого-то из российских экспертов.
Этот вариант, по словам эксперта, ожидаемый, состав правительства лишь незначительно изменился, поэтому на сюрпризы и глубокие реформы рассчитывать не приходится. Специалист по России, профессор политологии Эберхард Шнайдер отмечает, что утверждение Медведева на посту и сохранение «тандема» является четким сигналом для высших российских чиновников, который указывает на отказ главы государства от реформирования.
Янис Клуге полагает, что для описания отношений Путина и Медведева слово «тандем» плохо подходит. Он объясняет, что в этом дуэте роли четко определены – президент всем управляет, а премьер-министр (намного менее значимая фигура) выполняет только четко обозначенную функцию. Позиции президента и премьера при этом предельно асимметричные. Кроме того, за последние годы политический вес Медведева резко снизился, поэтому премьер-министр стал еще менее самостоятельной фигурой, чем был в 2012 году, когда передал президентский пост Путину.
На сегодняшний день Медведев не решает крупные политические конфликты, этим занимается президент. По словам Клуге, Путин превратил свою администрацию в намного более значимый орган, чем правительство. Регулярно президент встречается с министрами напрямую, без премьера. Шнайдер полагает, что российское правительство фактически превратилось в «консалтинговую контору» администрации президента, где действительно принимаются важные решения.
Премьер-министр является «первым слугой своего хозяина».
Специфика роли Медведева в создавшейся политической конструкции заключается в том, что премьер-министр выступает «первым слугой своего господина». Об этом в интервью заявил специалист по Восточной Европе, профессор истории из Кельнского университета Герхард Зимон. Именно в такой роли Медведев является идеальным кандидатом для должности премьер-министра, никакой опасности для президента он не представляет. Глава правительства выступает послушным солдатом, опытным и надежным исполнителем.
По мнению Клуге, за Медведевым сохранилась важная функция, которую глава правительства выполнял еще в бытность президентом – он стережет место для Путина. Эксперт призывает помнить, что именно премьер-министр заменит Путина, если, к примеру, президент попадет в больницу и в течение 14 дней не придет в себя. Поэтому можно сказать, что от кресла президента Медведева отделяют всего несколько ударов сердца. После предположительной болезни Медведеву нужно будет уступить кресло, что он однажды уже сделал, продемонстрировав столь важную для президента лояльность.
Несмотря на доверие президента, Медведев остается не очень популярным российским политиком с низким доверием общества (менее 10 процентов по данным апрельского опроса ВЦИОМ). За Медведева президент держится не вопреки низким рейтингам, а во многом благодаря им. Янис Клуге подчеркивает, что в задачи премьер-министра популярность не входит. За рейтинги отвечает президент, премьер-министру приходится разносить плохие вести.
Эберхард Шнайдер предполагает, что если бы Путин предложил какую-то более самостоятельную фигуру – это несло бы в себе риск. Президент рядом с сильным премьер-министром рискует превратиться в «хромую утку». Однако в России Медведева воспринимают исключительно как «технического премьера».
Аналитик обращает внимание на то, что учитывая трудности, с которыми столкнулась и столкнется Россия, премьер-министру вряд ли можно позавидовать. Все проблемы, возникшее во внутренней политике, повесят именно на Медведева, поэтому премьер-министр является одной из самых уязвимых фигур российской политики. На плечи главы правительства упадет значительная часть общественного недовольства, которое может возникнуть после реализации назревших в России перемен (повышение пенсионного возраста или налогов). С точки зрения президента, в пользу премьер-министра говорит то, что в прошлом Медведев неоднократно показывал, что особых проблем из-за роли «козла отпущения» не испытывает.
Никто из опрошенных журналистами экспертов при этом не ожидает никаких серьезных преобразований от правительства Дмитрия Медведева. Шнайдер убежден, что новый кабинет министров будет продолжать прежний курс. Герхард Зимон считает, что большинство самых серьезных проблем правительство решать не собирается, их будут только откладывать на будущее. Такую тактику он сравнивает политикой брежневских времен, когда какие-либо перемены угрожали устойчивости властной конструкции.