Обозреватели и экономисты рассматривают перспективы реализации «майского указа» президента Путина. Андрей Гурков утверждает, что российской экономике всего лишь нужно догнать и перегнать Германию по паритету покупательной способности, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Экономический обозреватель Deutsche Welle Андрей Гурков в своей публикации пишет, что чистой фантастикой требование президента Путина о превращении России за 6 лет в одну из пяти крупнейших экономик мира выглядит лишь на первый взгляд. Со второго взгляда можно увидеть, что у российского правительства будет шанс отчитаться о выполнении ключевого пункта указа «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года», который президент Путин подписал сразу после инаугурации 7 мая.
Для оценки масштаба задачи, закрепленной подписью главы государства, следует осознать, что на сегодняшний день Россия по номинальному размеру ВВП (по объему произведенных за год товаров и услуг в денежном выражении) не входит даже в десятку крупнейших мировых экономик. Согласно апрельским данным МВФ, государство занимает по итогам 2017 года 12 место. В первой пятерке США, Китай, Япония, Германия и Великобритания, на следующих позициях разместились Индия, Франция, Бразилия, Италия, Канада и Южная Корея.
Даже среди своих партнеров по группе БРИКС Россия занимает предпоследнее место, ниже только Африка. Российская экономика уступает Китаю, Индии и Бразилии. В создавшейся ситуации более-менее реалистичной задачей представляется лишь вхождение в первую десятку за следующие 6 лет. Сейчас российская экономика почти равна южнокорейской, не сильно отстает от Канады, Италия при сохранении политической напряженности и отсутствии реформирования рискует серьезно сдать позиции.
Несмотря на множество проблем, обогнать Бразилию России будет сложно. Крупнейшая южноамериканская страна богата природными ресурсами, в Бразилии развита промышленность и сельское хозяйство. На территории страны проживают около 210 миллионов человек, значительная часть из них – молодежь. В России, как и повсюду в Европе, стареющее общество, на граждан пенсионного и предпенсионного возраста приходится значительная доля 145-миллионного населения, что дополнительно усложняет задачу технологического, инновационного рывка и развитие внутреннего рынка.
В Индии ВВП создают и потребляют 1,4 миллиарда человек, демографическая структура в стране более благоприятная для экономического роста. Годовой рост экономики Индии за последние 10 лет составлял в среднем примерно 7 процентов. Это значит, что для обгона экономике России нужно расти еще быстрей, хотя в прошлом году российский ВВП увеличился всего на 1,5 процента.
Одновременно в затылок дышит Австралия. Несмотря на небольшую численность населения (25 миллионов человек), Австралия занимает 13 место среди крупнейших экономик планеты. Примечательно, что на протяжении 27 лет австралийская экономика развивается без рецессий. Настолько длительным периодом стабильного развития на сегодняшний день не может похвастаться ни одна другая индустриально развитая страна мира. К примеру, Россия за последние 10 лет пережила два кризиса.
Применение советского подхода при определении целей.
Очевидно, что «майский указ» ставит перед Россией недостижимую цель, кремлевские специалисты не могут этого не понимать. Тем не менее, глава государства громогласно ставит заведомо нереалистичную задачу. Самым грустным объяснением обозреватель считает то, что президент, который говорит о вхождении российской экономики в пятерку больше 10 лет, действительно верит в достижимость заветной цели. Для главы государства этот результат является чем-то вроде идеи-фикс и в реализацию данной задачи за время четвертого президентского срока он на самом деле верит.
Возможно, как и во многих других вопросах, при определении ориентиров президент решил следовать традициям СССР. В Советском Союзе всегда любили провозглашать великие цели. Еще в 1961 году КПСС торжественно пообещала, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Современное население вдохновляют другими лозунгами.
Определение кремлевскими стратегами такой цели можно объяснить еще одним моментом. Возможно, в российском руководстве рассчитывают, что страна войдет в первую пятерку, но по иному показателю. В данном случае также можно использовать богатый советский опыт. При Брежневе хлеборобы сообщали, что собрали 1 миллиард пудов зерна. Благодаря этой специфической единице измерения, урожай получился впечатляющим, измерение в тоннах не позволяло нарисовать красивую картинку.
Поэтому в нынешней России предпочитают не акцентировать внимание на номинальном ВВП, который является самым понятным и общепринятым измерителем экономической мощи государства. Не учитывается и ВВП на душу населения, измеряющий уровень благосостояния в обществе (по данному показателю Россия в шестом десятке стран мира). Вместо этого чиновники делают ставку на валовой внутренний продукт, рассчитанный по паритету покупательной способности.
Этот показатель является довольно сложной теоретической величиной. Он учитывает при определении ВВП покупательную способность национальных валют и стоимость жизни в разных странах. Активно этот индикатор используют эксперты МВФ и Всемирного банка, определяющие реалистичную оценку уровня бедности на планете через углубленный сравнительный анализ экономик развитых и развивающихся государств.
Популярность этого показателя в России объясняется тем, что по нему, согласно данным МВФ, государство занимает 6 позицию в мире (после Китая, США, Индии, Японии и Германии). Однако методология, согласно которой индийская экономика уже сейчас мощнее японской, а Россия спорит за 5 место с Германией, многим кажется непонятной. Несмотря на неоднозначный подход, этот метод позволяет российскому правительству со временем отчитаться перед президентом о выполнении майского поручения. Рядовые россияне смогут испытать чувство глубокого удовлетворения от экономических достижений родной страны.