Реализацию структурных реформ эксперты российские и иностранные называют главным условием роста экономики России. При профицитном бюджете чиновники не спешат внедрять структурные преобразования, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Прибыль от продажи нефти является одной из основных статей дохода российского бюджета. Стоимость нефти имеет огромное значение для российского государства в целом и экономических перспектив в частности. В последнее время нефтяные цены будто пытаются играть в прятки и догонялки с российскими чиновниками.
Недавно главы профильных ведомств утвердили стратегию выживания страны при стоимости нефти на уровне 40 долларов за баррель. В аналитическом отделе компании NordFX информируют, что на фоне роста геополитической напряженности стоимость нефти начала расти. В Вашингтоне грозят ввести санкции против Ирана, что оказывает влияние на рынок энергоносителей.
Подорожание нефти приведет к увеличению доходов России от реализации энергоносителя. Новый поток бюджетных доходов для Москвы среди прочего означает возможность отложить на будущее реализацию экономических преобразований. Во время низких нефтяных цен сценарий с реформированием является для российского руководства безальтернативным вариантом действий.
Еще в 2001 году Егор Гайдар говорил, что реформы проводятся не тогда, когда кому-то захотелось, а когда нет возможности их избежать. В этом плане, по словам экс-чиновника, стоимость нефти на уровне 25 доллара за баррель меньше способствует реформированию, чем рыночная ситуация, когда за единицу поставки энергоносителя платят 18 долларов. В российской современности с учетом новых обстоятельств заложенная прежде в бюджет цена 44 доллара за баррель будет официально заменена на 61,4 доллара за единицу поставки.
Очевидно, что обновленная цена меньше способствует реформированию российской экономики. Примечательно, что дефицитный (в начальном варианте расчетов) бюджет текущего года с новыми данными (дорогая нефть и дешевый рубль) превратится в профицитную смету. В правительстве признают, что в казне образуется излишек в сумме около 440 миллиардов рублей.
Реформирование в очередной раз откладывается.
В действительности профицит российского бюджета может оказаться намного большим. Предположительный запрет Вашингтона на покупку иранской нефти может стать причиной еще большего подорожания черного золота на мировом энергетическом рынке. Это значит, что Россия получит от экспортной продажи нефти еще большую прибыль.
За время действия прошлых антииранских санкций объем производства нефти в государстве снизился на 1 миллион баррелей в сутки, достигнув показателя 2,8 миллиона баррелей суточной добычи. Введение ограничений на экспорт переместило Иран со второй на четвертую позицию в списке крупнейших производителей нефти в картеле ОПЕК. В 2016 году санкции против Ирана были отменены, после этого государство нарастило добычу до 3,8 миллиона баррелей в сутки. Рост объема производства позволил Ирану занять в списке крупнейших производителей третью позицию. Около 2 миллионов баррелей из общего объема добычи Иран поставляет в другие государства.
Стоимость нефти марки Brent может временно подняться до целевого показателя 90 долларов за баррель во втором квартале следующего года и в пике достигать цены 100 долларов за единицу поставки. Такой прогноз содержится в обзоре Bank of America, выдержки из которого публикуются агентством Bloomberg. Аналитики констатируют, что, глядя на следующие 18 месяцев, они ожидают смещения глобального баланса предложения и спроса на нефть под влиянием продолжительного падения объема производства в Венесуэле.
Также влияние на ситуацию будут оказывать другие риски. Среди прочего эксперты учитывают вероятность снижения экспортных поставок иранской нефти. Согласно прогнозам аналитиков, средняя цена единицы поставки нефти марки Brent в текущем году составит 70 долларов и поднимется до показателя 75 долларов в следующем году.
При более адекватной оценке Минфином нефтяных цен доходы бюджета текущего года увеличатся с 15,3 до 17 триллионов рублей. При этом дополнительные нефтегазовые доходы возрастут до показателя 2,7 триллиона рублей. Президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов называет возможное возвращение нефтяных цен к уровню 100 долларов за баррель «замечательной новостью для России».
Предприниматель объясняет, что судьба дарит россиянам новую фору и дополнительное время на раскачку экономики, морально и физически устаревшей. Бизнес-омбудсмен выразил надежду на то, что произойдет чудо. По мнению Титова, чудом можно считать ситуацию, в которой «огромные ржавые шестеренки государственного аппарата дрогнут» и в дальнейшем общими усилиями ответственные лица начнут перестраивать экономику России.
История последних десятилетий показывает, что стимулы к повышению эффективности экономики на фоне высоких цен на нефть лишь ослабевают. Бывший первый зампред Центробанка Сергей Алексашенко видит признаки затухания разговоров о реформах в России при высоких нефтяных ценах. Судя по всему, согласие экс-министра Алексея Кудрина на переход в Счетную палату можно рассматривать как признание поражения в попытке проведения структурных реформ, у которых еще совсем недавно глава ЦСР говорил очень много.