После презентации амбициозной программы развития России на ближайшие 6 лет отдельные граждане ожидают улучшения ситуации в стране. Сергей Шелин утверждает, что экономического чуда в государстве не будет, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что при ознакомлении с составом нового кабинета министров рядовой россиянин может сказать, что новая команда, которая будет разгонять страну до мировых темпов роста, слишком похожа на «застойный» состав правительства. По большому счету команда министров и вице-премьеров осталась неизменной, но теоретически могла оказаться еще слабее. Раньше чиновники хотя бы показали, что боятся загнать страну в новый спад своими безумными действиями.
Экономические ведомства в сотрудничестве с кремлевской администрацией приостановили продвижение по бюрократической лестнице законопроекта об уголовной ответственности за исполнение на территории России иностранных санкций. Чиновники сослались на недовольные письма от бизнес-магнатов, которые оценили инициативу как «категорически недопустимую», однако сомнительно, что негодование предпринимателей возникло само по себе.
В результате закон, который в исходном виде способствует бегству инвесторов, уничтожает деловые связи и дезорганизует международную торговлю, пока задержан. Система пытается наступить на горло своей привычной изоляционистской песне, стремясь сохранить хотя бы тот незначительный экономический рост, наметившийся в России после нескольких лет падения. Однако специфику роста следует рассмотреть дополнительно.
По итогам первого квартала текущего года российский ВВП вырос всего на 1,3 процента по сравнению с аналогичным отрезком в прошлом году. Такой результат хуже, чем показатель 2017 года (1,5 процента). Тогда общемировые темпы роста составили 3,5 процента, а среди государств с крупными экономиками Россию обогнали почти все, кроме Японии, Италии (те же 1,5 процента) и Бразилии (0,7 процента).
Пребывая под впечатлением от свежих статистических данных, сохранивший свою должность глава Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что намерен снизить прогноз роста на текущий год. В прежнем варианте содержится цифра 2,1 процента роста ВВП, о коррективах министр обещает сообщить позже, поскольку в экономике в начале этого года сложилась «не очень хорошая ситуация».
Рядовые российские граждане, большинству которых фамилия молодого министра неизвестна, пришли к аналогичному выводу своими путями. В опросе фонда «Общественное мнение» после длительного (с октября 2017 года по март 2018 года) роста оптимизма в отношении экономической ситуации в стране растет доля пессимистов. Возможно, причиной является ослабление рубля, который в глазах многих россиян выступает индикатором хозяйственного благополучия. В любом случае народ, который начал привыкать к мысли, что упадок позади, насторожился.
Западные инвестиционные банки снизили базовые варианты прогнозов для России до роста ВВП на 1,8-2 процента, но спад допускают в форс-мажорных случаях вроде введения всеобъемлющих санкций. На самом деле, по мнению Шелина, любой из вариантов может стать реальностью, но масштабные санкции выглядят маловероятным сценарием.
Вместе с тем, медленный, почти незаметный хозяйственный рост вполне соответствует фундаментальным принципам путиномики, если допустить, что система не станет вредить себе слишком активно разного рода контрсанкциями, которые наносят вред не только условному Воронежу, но и собственным верхушкам. Отдельно при этом следует рассматривать вероятность экономического роста в опережающем среднемировые показатели темпе, что обозначено в новом «майском указе» президента Путина.
На экономическое чудо нет смысла рассчитывать.
Для оценки грандиозности обещания обозреватель предлагает обратить внимание на ситуацию в экономике в последние три года. За временной промежуток с 2015 по 2017 год российский ВВП снизился на 0,9 процента в основном из-за падения в первый из годов, мировой ВВП тем временем возрос на 10,2 процента. Из 5 крупнейших экономик мира самый впечатляющий рост в прошедшее трехлетие показали Индия (23,4 процента) и Китай (+21,9 процента), американский ВВП возрос на 6,7 процента, немецкий и японский показатели продемонстрировали рост на 5,6 и 3,6 процента соответственно.
Из государств с большими экономиками выигрышно Россия смотрится только на фоне Бразилии, где хозяйственный спад приостановился только в предыдущем году, а общее снижение ВВП за 3 года составило 7,6 процента. В Казахстане (самый большой партнер России по ЕАЭС) за 3 года хозяйство выросло на 5,7 процента. В Эстонии (самая богатая часть бывшего СССР) рост составил 8 процентов. В Польше за указанное время ВВП увеличился на 10,7 процента, превысив среднемировые темпы. Судя по всему, для перехода к активному росту России нужно переделать экономику на польский манер, но российское начальство ничего не говорит о необходимости изучать польский опыт.
Еще одним интересным моментом является то, что в сирийской войне участвуют несколько близлежащих стран с внушительными экономиками. За период с 2015 по 2017 год ВВП Турции вырос на 15,1 процента, в Иране зафиксирован рост на 14,6 процента, в Израиле и Саудовской Аравии ВВП увеличился соответственно на 10 и 6 процентов. Разница в пропорциях хозяйственных потенциалов в данном случае является косвенным показателем, но позволяют оценить, как в долгосрочной перспективе поменяется соотношение сил в регионе.
В российском случае вместо роста фиксируется длительное устойчивое отставание по скорости развития буквально от всех государств разного размера, с которыми Москва по тем или иным вопросам контактирует. Отставание имеет глубокие корни и буквально выстрадано российской системой. Регулярно повторяемые обещания сотворить экономическое чудо представляют собой часть обязательного идеологического ассортимента, аналогично изоляционистско-стагнационные мероприятия входят в ассортимент практический.