Бытовая техника в будущем может научиться понимать мысли владельца и выполнять множество важных функций. Из-за бюджетной экономии и политических ограничений в ближайшее время Россия рискует оказаться на интернет-задворках, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
В следующем десятилетии весь земной шар окутает глобальный скоростной Интернет, с помощью которого будет работать беспилотный транспорт, умные производственные линии, бытовая техника и даже операционные в медучреждениях. Российские чиновники отторгают революционные изменения, объясняя такой подход стремлением оптимизировать госрасходы и тотально контролировать Сеть. В обозримом будущем Россия может окончательно выпасть из главных тенденций технологического прогресса.
Главными глобальными технологическими трендами, которые имеют самый большой потенциал с точки зрения влияния на жизнь рядовых потребителей, на сегодняшний день являются Digital Health («цифровая медицина») и Smart Living (технологии «умного дома»). Об этом сообщили эксперты компании GfK. Опрос, проведенный «НГ» среди экспертов-футурологов, показал, что самыми перспективными для внедрения в массовый обиход являются технологии, связанные с интернетом вещей, беспилотными транспортными средствами, дополненной реальностью и другими сферами.
Руководитель направления в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов перспективными называет несколько точек роста:
- беспилотный транспорт. Почты, пиццерии и другие организации могут доставлять небольшие грузы с помощью беспилотников, дроны могут отслеживать ситуацию на дороге, возможен запуск беспилотного метро;
- энергоэффективность – внедрение конкурентоспособного электромобиля или «гибрида» с доступным циклом эксплуатации;
- IT для повседневной жизни, а также дополненная реальность. К примеру, специальное устройство может отслеживать жизненные показатели человека, при необходимости вводить важные лекарства или вызывать скорую помощь. В будущем с помощью гаджетов дополненной реальности люди могут получать первичную информацию об окружающих предметах или путешествовать по древним мирам.
Координатор Ассоциации футурологов Константин Фрумкин самым перспективным направлением называет не разработку новых гаджетов, а включение их в сеть, что позволит увеличить эффективность работы. Современный смартфон нуждается не в увеличении объема памяти и вычислительной мощности, а в превращении устройства в терминал облачных ресурсов. Эксперты размышляют над системами мгновенного перевода для ликвидации языковых барьеров и разработкой устройств для трансформации мыслей в команды, слова и другие сигналы.
Чиновники не в восторге от новых веяний.
Наступление фантастического будущего зависит от скорости передачи данных и возможности доступа к глобальному интернету. Глава компании SpaceX Илон Маск создает спутниковую систему Starlink, чтобы предоставить возможность доступа к Интернету по всему миру. Аналогичный проект OneWeb в текущем году начнет реализовывать Великобритания. В России, по данным РИА Новости, также задумались над небесным Интернетом.
Предприятие «Роскосмоса» «Российские космические системы» презентовало собственный проект спутниковой системы глобальной связи «Эфир». С помощью спутниковой системы разработчики проекта намерены обеспечивать голосовую связь, доступ в Интернет в удаленных регионах мира, а также работу интернета вещей, мониторинг транспорта и беспилотных аппаратов.
Реализовывается «Эфир» с 2015 года, генеральный директор компании «Российские космические системы» Андрей Тюлин в беседе с журналистами агентства рассказал, что сейчас проект «находится на этапе эскизного проектирования». Он объяснил, что планируется строительство системы из 288 спутников с орбитой высотой 870 километров. Развертывание системы планируется после 2027 года, но реализация проекта зависит от финансирования и темпов обработки технических решений.
С финансированием проекта, видимо, возникли трудности. Основная надежда фактически возлагается на государственное финансирование, но получить его непросто. Как известно, в других странах подобные проекты реализуются в основном за счет частного капитала. Оценочная стоимость реализации проекта составляет около 300 миллиардов рублей. При этом Тюлин уточнил, что совместно с корпорацией «Внешэкономбанк» ответственные лица решили перенести сроки финансирования. Переговоры с частными инвесторами ведутся, но основное финансирование должен предоставить ВЭБ.
С проблемами нехватки финансирования сталкивается не только «Эфир», но и космическая программа в целом. На первый взгляд кажется, что именно космические технологии страна должна активно развивать, чтобы показать свою конкурентоспособность. В конце мая РИА Новости, ссылаясь на собственные источники, сообщило, что нынешнюю Федеральную космическую программу могут пересмотреть из-за недостаточного финансирования.
Американский опыт показывает, что стимулирование развития отрасли вполне может обходиться без увеличения государственного финансирования. Президент США Дональд Трамп своим решением упростил деятельность частных американских компаний в космосе. В России сложно представить такие послабления, поскольку в российском случае космос не является местом для частного капитала. Лишь на экспертном уровне обсуждается возможность привлечения малых и средних инновационных компаний в космическую отрасль.
Однако последние события показывают, что российские власти испытывают страх перед частным капиталом в стратегических отраслях и опасаются свободного перетока информации, данных, неподконтрольного трафика. Чиновники пытаются регулировать каждое из направлений, хотя такой подход противоречит самой идее цифрового будущего. Без создания в России конкурентоспособной системы высокоскоростной передачи данных страна рискует превратиться в интернет-пустыню без умных помощников и других технологических новинок, предсказанных футурологами.