Для сохранения легендарной стабильности на фоне дорожающей нефти российский Минфин девальвировал рубль. Реализацию правительственной инициативы в очередной раз оплачивают российские граждане, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов невольно поделился с российскими гражданами интересной экономической информацией. Оказалось, что налоговые платежи россиян правительство использует для девальвации рубля на фоне дорожающей нефти. Прямая очевидная связь между двумя тенденциями отсутствует. Вместе с тем, власти изымают из оборота «живые» деньги и тратят их на приобретение валюты, толкая таким образом рубль вниз, хотя с помощью использования притока сырьевых доходов могут избежать роста налоговой нагрузки и изменения пенсионной системы.
В среду на заседании Совета Федерации Антон Силуанов заявил, что без бюджетного правила стоимость доллара могла быть приблизительно 50 рублей. В аналитическом отделе компании NordFX информируют, что на 21 июня российский Центробанк определил официальный курс на уровне 63,3 рубля за доллар. Это значит, что стоимость доллара могла быть ниже на 13-14 рублей.
Согласно бюджетному правилу, при стоимости нефти выше 40 долларов за баррель дополнительные нефтегазовые доходы отправляются в резервы. Для этой цели финансовое ведомство покупает валюту. Чрезмерно жестким бюджетное правило называют многие эксперты, в том числе глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Особенно низким пороговый показатель цены выглядит сейчас, когда на бирже стоимость барреля нефти марки Brent превышает уровень 75 долларов.
Министр Силуанов защищает бюджетное правило и подчеркивает, что такой подход доказал свою эффективность. Даже сейчас, «для целей развития» Минфин не планирует менять ценовые показатели по цене отсечения, доход сверх которой зачисляется в Фонд национального благосостояния. По словам главного российского финансиста, чтобы найти ресурсы для бюджета, ведомство будет «чуть больше заимствовать» и направлять средства на развитие.
Также Силуанов напомнил, что бюджетное правило Минфин готовил вместе с Центробанком и регулятор в полной мере оценил все преимущества от применения такого подхода. Основная задача заключается не только в формировании подушки безопасности. Значение имеет и обеспечение предсказуемости в ведении предпринимательской деятельности и снижение зависимости от курсовых колебаний. Сохранение бюджетного правила Силуанов называет фактором стабильности кредитно-денежной политики.
От решений правительства россиянам только хуже.
Сомнительно, что первый вице-премьер и глава Минфина стремился сказать именно это, но из его слов напрашивается вывод о том, что обесценение рубля и есть на самом деле той экономической стабильностью и предсказуемыми условиями, о которых так заботятся власти. Министр также признал, что без бюджетного правила рубль был бы крепче, но при падении стоимости нефти возникли бы «обратные качели». Парадокс заключается в том, что финансовые власти, опасаясь обвала рубля из-за падения стоимости нефти, самостоятельно ослабили рубль на фоне подорожания энергоносителя.
В начале года нефть марки Brent стоила около 67 долларов за баррель, а валютный курс составлял 57 рублей за доллар. Сейчас курс приближается к отметке 64 рубля за доллар, хотя цена нефти выросла больше 75 долларов за единицу поставки. В обоих случаях можно видеть изменения на 12 процентов, но на фоне подорожания нефти рубль дешевеет. С начала года рубль к доллару потерял около 10 процентов, нефть подорожала на 15 процентов, в рублях подорожание нефти составило 27,5 процента.
Между тем, обесценение рубля не лучшим образом сказывается на благосостоянии граждан. Россияне начинают ограничивать потребление, причем не только в случае с импортными товарами, как говорят в правительстве. В покупке многих отечественных товаров россияне также отказывают себе, особенно если в их производстве применяются импортные составляющие. Примеры зерна и бензина показывают, что цены на отечественную продукцию зависят от ситуации на внешних рынках и курса доллара.
Произвольно установив цену отсечения, финансовые власти на самом деле не только изымают из экономики «живые» деньги, чтобы вместо развития направить средства на покупку иностранной валюты для наполнения резервов. Таким образом чиновники стимулируют девальвацию рубля и готовят россиянам налоговые и другие ужесточения (рост НДС, повышение пенсионного возраста).
В случае, если бы так называемые дополнительные доходы от продажи сырья не изымались из экономики, сбалансировать пенсионную систему государственные финансисты могли бы за счет притока сырьевых доходов. Тогда можно было бы не повышать налоговую нагрузку и избежать отсрочки выхода на пенсию для миллионов российских граждан. Однако бюджетное правило продолжает действовать. Предприниматели и обычные граждане отчисляют в бюджет налоги, чтобы финансовые власти, опираясь на эти поступления, могли потратить «лишние» бюджетные доходы на девальвацию рубля.
Аналитик Максим Харитонов объясняет, что в России налоговые отчисления в рублях переводятся в резервы в виде иностранной валюты или американских ценных бумаг. Поэтому можно сказать, что налоги россиян на самом деле выпадают из экономики. Денежная масса по решению правительства фактически изымается и сжигается. Вряд ли от подобных действий власти экономика станет лучше функционировать, дополнительно создается давление на курс национальной валюты. По словам эксперта, бюджетное правило не способствует созданию предсказуемых курсовых условий, но само адаптируется к курсу.