Реакцию российского общества на информацию о повышении пенсионного возраста прокомментировал Сергей Шелин. Он утверждает, что болезненная реформа была анонсирована в неподходящий момент, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что с понятным интересом российское начальство следит за реакцией общественности на план сокращения количества пенсионеров. В зависимости от степени неодобрения возможно смягчение или отмена инициативы в самом крайнем случае. Опыт таких ситуаций у российской ситуации небольшой, он фактически сводится к воспоминаниям о событиях 2005 года.
Тогда на улицы для демонстрации собственного недовольства вышли работающие пенсионеры. Реакция населения заставила власть не только сменить технологию, но и отказаться от самой идеи монетизации льгот. Именно массовые беспорядки кардинально изменили ход реформы. Сопутствующими явлениями стали гневные публикации в прессе, бездействие и нерешительность «Единой России», а также падение рейтингов поддержки президента и всех руководящих структур приблизительно на год.
Сейчас ожиданий крупных политических акций, судя по всему, нет. Выражение недовольства возможно после принятия и подписания президентом реформаторского закона, то есть осенью. В отличие от 2005 года, будущие потерпевшие четко обрисованной и однородной группой не являются, поэтому они менее способны к коллективным действиям. Отсутствует также популярная альтернативная доктрина, которая может объединить людей. Однако на много месяцев вперед эксперты не заглядывают, только подводят итоги первой волны народного негодования.
Публичные протесты оказались вялыми. Частично это объясняется футбольным чемпионатом, летом, молчанием президента и неясностью окончательных планов правительства. Главной формой демонстрации недовольства стало подписание петиций. Назвать кампанию масштабной на сегодняшний день сложно.
На официальном сайте РОИ 2 петиции против реформы быстро получили по 100 тысяч подписей, за третью инициативу россияне голосуют. Основной интерес сосредоточен вокруг петиции на сайте change.org. Публично власти признавать петицию или реагировать на нее не будут. С другой стороны, инициатива не загнана в какие-либо казенные рамки, поэтому может показать настоящий размер недовольства. На момент подготовки материала инициативу поддержали более 2,5 миллиона человек, количество подписантов растет быстро. Несмотря на массовую поддержку петиции, акцию протеста против реформы Шелин не считает мощной.
Вместе с тем, одной только пенсионной реформой неоднозначные инициативы власти не ограничиваются. Восприятие пенсионных новаций можно рассматривать как часть более широких перемен в отношениях между верхами и низами. Оценка ситуации с другой точки зрения показывает, что сдвиги последнего времени действительно можно назвать впечатляющими. Социологические исследования показывают, что настроения в российском обществе меняются.
Россияне не в восторге от правительственных инициатив.
«Левада-центр» недавно представил информацию о народных настроениях в конце мая, когда о реформе пенсионной системы чиновники еще не объявили. Исследование зафиксировало снижение популярности президента Путина. Более или менее вечным президентом в мае Путина хотели видеть 51 процент опрошенных россиян, годом ранее об этом говорили 67 процентов респондентов. Социологи говорят о нацеленности населения на «решительные перемены», направленные на рост уровня жизни, и о скепсисе относительно возможностей нового-старого правительства. Только 24 процента россиян в мае ждали от министров «решения стоящих перед страной проблем».
Поэтому можно сказать, что пенсионная реформа упала на подготовленную почву. О предстоящих изменениях россиянам рассказали тогда, когда народ смотрел вверх с растущим неодобрением. Неприятные для власти тенденции обнаружили также социологи из ВЦИОМ. Они установили, что плавно снижаются все индикаторы, обещание повысить пенсионный возраст лишь слегка подхлестнуло тенденции. Рейтинг президента за минувший месяц просел, но остается по-прежнему высоким. Неплохими также являются рейтинги поддержки правительства – доля доверяющих министрам чуть больше, чем их оппонентов.
Во второй половине июня совсем печальными стали расклады премьера Медведева, которые и раньше не блистали. Всего 9 процентов респондентов заявили, что могут доверить Медведеву «решение важных государственных вопросов», 21 процент опрошенных на данный вопрос ответили отрицательно. Еженедельные замеры ФОМ также демонстрируют падение всех властных рейтингов второй месяц, премьер-министр исключением не является.
В полосу неудач глава российского правительства вступил еще весной прошлого года после знаменитого расследования ФБК Навального. До этого (перед аннексией Крыма и после нее) положительных оценок у Медведева было больше, чем отрицательных. Однако с апреля прошлого года, судя по данным ФОМ, доля людей, негативно оценивающих работу премьер-министра, была такой же или больше количества довольных работой Медведева. Сейчас соотношение доверяющих и не доверяющих Медведеву составляет 29 к 60 процентам.
Очевидно, что от бесконечного затягивания поясов народ устал. Перед президентскими выборами россиянам пообещали улучшение жизни. Повторение обещания содержится в майском указе, утверждение которого совпало с повторным утверждением правительства в прежнем составе. В результате раздражения население возросло и отразилось на падении популярности всех руководящих лиц. Пенсионно-реформаторский план подтвердил опасения населения и продолжил падение поддержки.
Самым слабым звеном в структуре власти оказался формальный премьер-министр, который не является автором или вдохновителем пенсионной реформы. Шелин отмечает, что токсичный для власти премьер, который руководит таким же непопулярным правительством, является новинкой для путинской эпохи. Вполне возможно, что в административно-политических перипетиях второй половины текущего года эта проблема займет одно из главных мест.