Несмотря на многочисленные призывы и планы развития других отраслей, российская экономика сохраняет зависимость добычи сырья. Сырьевое проклятие продолжает преследовать государство, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
В общем объеме прибыли российской экономики ощутимо выросла доля сырьевых отраслей. На сегодняшний день показатель приближается к уровню 40 процентов, по прогнозам экспертов, к концу года доля сырьевых доходов может достигнуть 50 процентов. Судя по всему, преодолеть сырьевое проклятие российские чиновники пока не сумели. По словам экспертов, принятое правительством бюджетное правило толкает экономику России в окончательное нефтяное рабство.
При существующем порядке со временем экономика искусственно все больше обескровливается. Источников для диверсификации доходов и развития экономики не остается. Власти пытаются сделать таким источником население и бизнес. В обрабатывающих отраслях предпринимательская депрессия уже стала явлением хроническим.
По последним данным Росстата, за временной промежуток с января по апрель 2018 года доля убыточных предприятий в России составила 34,2 процента. Бывший глава департамента в структуре Минэкономразвития, аналитик Кирилл Тремасов называет этот показатель максимальным за последние четыре года. Оценка в отраслевом разрезе позволяет увидеть, что самой большой доля убыточных предприятий (более 40 процентов) является в таких секторах как обеспечение электроэнергией, газом и паром, добыча полезных ископаемых, транспортировка и хранение, а также научная и техническая деятельность. В сфере водоснабжения показатель приближаются к 50 процентам.
На фоне указанных отраслей обрабатывающий сектор выглядит неплохо, в нем доля убыточных предприятий составляет 33 процента. Однако именно на сырьевые отрасли приходится основной вклад в прибыль российской экономики. За январь-апрель совокупный сальдированный финансовый результат предприятий (без учета субъектов малого предпринимательства, банков, страховых компаний и госучреждений) составил более 3,5 триллиона рублей. На такую сумму совокупная прибыль превысила убыток.
Приблизительно 1,3 триллиона рублей из суммы прибыли приходится на добывающий сектор. По сравнению с аналогичным периодом в прошлом году эта отрасль увеличила свой результат на 61 процент. Таким образом можно сказать, что доля добывающего сектора стала самой большой, достигнув показателя 37 процентов. При этом обрабатывающая промышленность ухудшила результат (снижение почти на 4 процента). На обрабатывающий сектор приходится 849 миллиардов рублей дохода (около 24 процентов совокупного финансового результата).
По прогнозам аналитика, к концу года доля сырьевых отраслей в прибыли российской экономики вполне может достигнуть показателя 50 процентов. Подобную ситуацию нужно увидеть нечасто, но абсолютно фантастической ее вряд ли следует считать. К примеру, в 2014 году на добывающий сектор в сальдированном финансовом результате приходится почти 50 процентов, на обрабатывающую промышленность – только четверть.
Правительство приближает Россию к сырьевой экономике.
На сегодняшний день, учитывая растущие нефтяные цены и финансовые результаты компаний, по словам Тремасова, можно сказать о приближении экономики к сырьевой модели. Основной причиной является бюджетное правило, утвержденное правительством. Раньше финансовые власти объясняли, что бюджетное правило с ценой отсечения на уровне 40 долларов за баррель помогает сгладить колебания валютного курса, связанные с внешней конъюнктурой.
Нефтяные доходы, полученные благодаря росту стоимости нефти сверх цены отсечения, направляются в резервы. Для этого Минфин покупает валюту. Действие правила привело к тому, что российский рубль по отношению к доллару обесценился даже на фоне дорожающей нефти. В то же время, на протяжении нескольких лет обрабатывающие отрасли пребывают в России в состоянии предпринимательской депрессии.
Информацию о неутешительных тенденциях публикует Росстат. Представленные недавно данные говорят об ухудшении ситуации. В мае текущего года индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах составил 3,5 процента, в декабре индекс составлял 1,1 процента. Произошло ухудшение ситуации, что указывает на преобладание негативных оценок предпринимателей.
Бюджетное правило фактически искусственно обескровливает экономику России. Дополнительные нефтегазовые доходы вместо применения для развития из экономики изымаются и направляются в резервы. Эксперты утверждают, что дополнительные доходы могут быть использованы для модернизации или диверсификации. Кроме того, изъятые из экономики «лишние» нефтегазовые доходы власти могли бы использовать по-другому.
Одним из способов задействования части нефтегазовых доходов является балансировка пенсионной системы. Примечательно, что в свое время именно для этой цели создавался Фонд национального благосостояния. В действительности вместо инвестирования средств в прибыльные проекты для увеличения объема средств, деньги из ФНБ все чаще расходуются на различные проекты, не связанные с пенсионной системой. Проверки показывают, что далеко не всегда средства используются эффективно.