Пенсионная реформа, анонсированная российским правительством, активно обсуждается в экспертной среде. Отдельные аналитики называют самым рациональным решением для россиян отказ от планирования жизни, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Реформирование пенсионной системы, которое сейчас рассматривают депутаты Госдумы, вызвало протесты по всей России. Авторы реформы апеллируют в основном к экономическим переменам. Повышение пенсионного возраста, по их мнению, позволит увеличить выплаты и снизить дефицит Пенсионного фонда. Социологи утверждают, что недополученные деньги являются лишь частью проблемы.
На самом деле повышение пенсионного возраста станет причиной системных перемен во взаимоотношениях между поколениями, а также увеличит нагрузку на всех членов семьи, включая молодежь. Последствия реформирования в беседе с журналистами оценил Дмитрий Рогозин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС. Он отмечает, что в рамках реформирования нет дискуссии о сдвигах социальных и предстоящей смене формата связей между поколениями.
Вместо обсуждения данного аспекта изменений все разговоры ведутся вокруг численных показателей – размеры трансфертов, недополученный доход и уровни дожития. Удивительным Рогозин называет то, что эксперты в создавшейся ситуации занимают «парящую позицию», смотрят на проблему свысока. Они рассуждают о больших денежных потоках, не рассматривая при этом себя и других сограждан как реально действующих людей (с эмоциями, чувствами и ошибочными решениями), а не рациональных болванчиков.
Этическая проблема между тем не затрагивается, хотя именно этот аспект должен быть центральным. В процессе реформирования нужно определить, кто будет заботиться о стариках – дети, внуки или государство. По словам Рогозина, на сегодняшний день по сравнению с советскими временами отношения между поколениями почти не изменились, поскольку эволюционно люди очень немобильны.
Влияния возрастные и поколенческие в обществе до сих пор трудно разделяются. Объясняет аналитик, что в России основные различия являются скорее пространственными и связаны они с социальным неравенством. Друг от друга сильно отличаются жители Москвы, городов-миллионников, средних городов и деревень.
Российские пенсионеры продолжают работать.
Оценивая последствия пенсионной реформы, Рогозин отмечает, что россияне уже давно живут параллельно с государством и его инициативами. На самом деле реальный пенсионный возраст в России сдвинулся и без реформы. Подавляющее большинство россиян работает, как минимум, на протяжении 5 лет после выхода на пенсию, хотя и получает при этом меньшую зарплату. Общий протест в связи с реформированием заключается не в том, что создается угроза внутреннему укладу людей.
На самом деле причиной недовольства является то, что государство неожиданно меняет правила игры. Для россиян пенсия, несмотря на свой небольшой размер, является стабильным доходом. Многие пенсионеры вслух благодарят президента за то, что, по сравнению с 90-ымы годами пенсию наконец-то приносят вовремя. На эти деньги россияне старшего возраста надеялись, поэтому пенсионные пособия перестали быть индивидуальными средствами. Пенсии стали частью стабильного дохода семьи и часто выступали поддержкой ближних и дальних родственников, получающих нерегулярные доходы.
Поэтому основной удар реформа нанесла по тем, кто через несколько лет планировал выйти на пенсию. По сути правительственная инициатива стала ломкой существующих представлений о том, что будет дальше и как будет жить в будущем целая семья. Вместе с тем, удар по молодым россиянам, детей которых работающие бабушки не смогут нянчить, Рогозин считает не настолько существенным. По словам эксперта, в больших городах современные бабушки часто отказываются от этой функции, предпочитая поработать еще несколько лет или попутешествовать.
В то же время, непредсказуемость российской социальной среды привела к тому, что россияне, вплоть до пенсии, практически не планируют свои доходы и не создают представления о будущем устройстве жизни. Большинство населения принимает решения о рождении детей, переезде в другой город и иных долгосрочных вещах спонтанно. При этом причиной является не типичное русское «авось». В действительности система денежных потоков и отношения с работодателями не позволяют россиянам строить планы на отдаленное будущее.
Именно за несколько лет до выхода на пенсию люди начинают планировать жизнь. Напряженность в семьях растет, когда срок начала поступления стабильных пенсионных выплат отодвигается. Условные 25-летние россияне, у которых есть родители предпенсионного возраста и пожилые бабушки и дедушки, попадают в самую уязвимую группу. Они опасаются, что пожилым родственникам понадобится их физическая и материальная помощь, что приводит к сужению свободы выбора и возможностей.
Подчеркивает эксперт, что нынешняя социальная политика почти не учитывает то, что 50-летние россияне, ухаживающие за пожилыми родственниками, фактически заняты на второй работе. По сути, это реальная занятость, которая не оплачивается государством. Часто эта функция тяжелее, чем на основном производстве.
По утверждению Рогозина, сама по себе пенсия – это небольшие деньги, но она позволяет заняться уходом. В действительности пожилые люди в России живут долго лишь в тех семьях, где кто-то из родственников берет на себя нагрузку, одним из атрибутов которой является пенсия. Поэтому в новых условиях семьям приходится перераспределить нагрузку. При реформировании актуализируются вопросы ценностей и понимание людей о том, что семья и род значат больше, чем достижения индивидуальные.