Реакцию российского общества на недавние инициативы власти прокомментировал Александр Желенин. Он предполагает, что для снижения народного недовольства власти могут вернуть на повестку тему «присоединения» новых земель, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Александр Желенин в своей публикации пишет, что за несколько последних месяцев рейтинг доверия россиян президенту Путину снизился с 60 до 48 процентов. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса «Левада-Центра», проведенного в конце июня. Зафиксированное снижение стало самым резким падением популярности президента, начиная с «довоенного» 2013 года, когда рейтинг главы государства составлял всего 36 процентов.
Продолжил снижение и без того низкий рейтинг поддержки премьер-министра Медведева. С января по июнь 2018 года индекс популярности главы правительства снизился с 12 до 9 процентов. Поддержка одного из самых стабильных политиков команды Путина – главы Минобороны Сергея Шойгу – упала с 31 до 19 процентов. Серьезно потерял популярность (с 25 до 14 процентов) также глава российского МИДа Сергей Лавров.
Отвечая на открытой вопрос, участники исследования «Левада-Центра» могли самостоятельно назвать 5-6 политиков, которым доверяют. Примечательно, что 21 процент опрошенных заявили, что не доверяют никому. Количество россиян, не доверяющих никому из политических лидеров, превышает численность граждан, поддерживающих министра Шойгу, второго по популярности члена президентской команды. Для власти этот симптом является тревожным.
Рассуждая о причинах падения рейтингов, в качестве первого из аргументов наблюдатели называют анонсированное повышение пенсионного возраста. Очевидно, что даже с помощью чемпионата мира по футболу власти не смогли подсластить эту «пилюлю». Однако пенсионная реформа является не единственной социально-экономической причиной падения популярности российской власти.
Вторая причина (или первая, если оценивать с точки зрения значимости) заключается в непрерывном с 2014 года ухудшении экономического положения большинства российских граждан. Неоднократно эксперты предупреждали, что рано или поздно власти придется столкнуться с последствиями ухудшения. Из-за девальвации рубля почти вдвое в 2014-2015 годах, связанной с падением стоимости нефти, за прошедшие 3-4 года произошло сокращение реальной заработной платы большинства граждан как минимум наполовину. Индексация сокращения доходов не проведена.
Убаюканные победными реляциями из телевизора россияне продолжают набирать банковские кредиты. Сокращать потребление граждане в большинстве своем не привыкли, а чиновники постоянно внушают населению мысль, что трудности временные. Стремясь пережить «временные» сложности, граждане берут кредиты в расчете на то, что отдавать придется тогда, когда жизнь улучшится.
Однако цены растут, зарплаты падают, жизнь ухудшается, а банковская петля затягивается все туже. В создавшейся ситуации для резкого роста социального напряжения нужен был только повод. Правительство дало повод, анонсировав начало пенсионной реформы. Гражданам сообщили, что миллионам россиян придется отложить выход на пенсию.
Не случайно президент Лукашенко говорит о «присоединении».
Обозреватель констатирует, что методы и инструменты, которые применяются российской властью для поднятия своих рейтингов, хорошо известны. Если меры вроде мундиаля не помогают, у власти в запасе есть инструменты внешнеполитического свойства. Одним из методов является расширение территории. Не обязательно для расширения должен применяться военный путь. Оборонные расходы слишком велики и тяжелы для российской экономики, более уместным выглядит решение об их сокращении.
С точки зрения демонстрации электорату успешности внешней политики власти полезной может быть предстоящая встреча Трамп-Путин. Эксперты констатируют, что при ближайшем рассмотрении результаты переговоров могут лишь незначительно улучшить имидж хозяина Кремля, на прорывные договоренности нет смысла рассчитывать из-за двух причин:
- реальным успехом для российского президента может стать отмена санкций. Однако при всем желании по своему усмотрению Трамп не может отменить принятый парламентом закон. В США действует реальное разделение властей, где американский президент, в отличие от российского коллеги, не всесилен;
- предположительное решение Трампа об отмене антироссийских санкций неизбежно оживит затухающие подозрения в пророссийских настроениях или «сговоре» президента с Москвой, в чем хозяин Белого дома не заинтересован.
Поэтому, скорее всего, предстоящая встреча президентов в Хельсинки будет носить характер исключительно протокольный. Вместе с тем, отказываться от пенсионной реформы президент Путин явно не планирует, поэтому ему нужен другой способ изменить настроения в российском обществе. Желенин таким вариантом называет «братскую» Беларусь.
Как известно, во второй половине июня российский лидер посетил соседнюю страну. После визита президент Лукашенко заявил, что при отсутствии улучшений в экономической ситуации не исключено «присоединение» Беларуси к другому государству. Название государства президент не озвучил, но де-юре Россия и Беларусь являются частями Союзного государства.
Понятно, что при желании российского президента разыграть эту карту, процесс интеграции одномоментным не будет, как это произошло в случае с аннексированным Крымом. Однако даже первые реальные шаги в этом направлении могут снова поднять патриотическую волну, которая накроет недовольство граждан непопулярными действиями властей в экономике.