Количество денег в российской казне быстро растет. Чиновники продолжают экономить, поэтому дополнительные нефтедоллары не помогают экономике страны восстанавливаться, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Как и в докризисные годы, российская казна снова пухнет от денег. По итогам первого полугодия текущий бюджетный профицит достиг почти 2 процентов ВВП. Быстро увеличиваются также золотовалютные резервы. Однако чиновники продолжают делать вид, что денег по-прежнему нет. Они готовы реализовать самые жесткие меры по изъятию у населения средств – отказ от выплаты пенсий или повышение НДС, которое будет у каждого россиянина отбирать более 4200 рублей ежегодно.
В правительстве готовят новый план национального развития, презентация его ожидается до 1 октября. Детали плана пока неизвестны, но для реализации будущих мероприятий министры уже копят триллионы рублей. Проект основных принципов бюджетной политики на ближайшие три года имеет признаки жесткой экономии в условиях профицита. Аналитики, ознакомившись с документом, говорят, что последний майский указ президента выполнен не будет, а все предполагаемые реформы сведутся к фискальным экспериментам. Несмотря на оптимистично риторику, экономическая политика властей застряла в кризисе.
Бюджет, рассчитанный с учетом стоимости нефти на уровне 40 долларов за баррель, быстро переварить хлынувшие нефтедоллары не может. В аналитическом отделе компании NordFX информируют, что в рамках торгов вторника нефть марки Brent торгуется возле ценовой отметки 71,8 доллара за единицу поставки. По информации российского Минфина, за январь-июнь текущего года доходы страны составили 8,6 триллиона рублей, израсходовано при этом 7,7 триллиона рублей. Профицит составляет 877,3 миллиарда рублей (1,9 процента ВВП). В мае и июне профицит федерального бюджета составлял соответственно 3,3 и 4 процента ВВП.
На текущий год дефицит бюджета планировался на уровне 1,3 процента ВВП. Однако сейчас, впервые с 2011 года российский бюджет будет профицитным. Ожидается, что профицит достигнет 0,5 процента ВВП (481,7 миллиарда рублей). Фонд национального благосостояния, в котором по состоянию на начало года было 3,7 триллиона рублей, также увеличился до 4,8 триллиона рублей. В ближайшее время в России появится еще один фонд – Фонд развития, размер которого за 3 года достигнет показателя 3,5 триллиона рублей. Ресурсы из фонда будут использоваться для инвестиций в отдельные инфраструктурные проекты, информации о которых пока нет.
Запасы можно использовать для помощи экономике.
Документ с основными направлениями бюджетной политики на ближайшие несколько лет не содержит в себе ответа на вопрос, что будет происходить с резервами. Экономист Кирилл Тремасов утверждает, что «запасные деньги» могли бы стать серьезным ресурсом для ускорения экономики и стимулом для роста несырьевого экспорта. Он считает, что при текущей конъюнктуре размер фонда национального благосостояния может достигнуть 140 миллиардов долларов к концу текущего года и превысит отметку 200 миллиардов долларов в следующем году.
После превышения резервами показателя 7 процентов ВВП разрешается использование ФНБ. Экономист объясняет, что с 2020 года можно начинать тратить запасы. С другой стороны, уместным Тремасов называет использование резервов без промедления для финансирования инфраструктурных инвестиций и закупки части иностранного оборудования, без приобретения которого невозможно обойтись. Бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко в свою очередь предлагает использовать ФНБ по прямому назначению – финансировать дефицит пенсионной системы, чтобы избежать «фискальных экспериментов» с пенсионерами.
Алексашенко констатирует, что часть средств в ФНБ недостаточно ликвидна, но 2,5 триллиона рублей – реальные денежные ресурсы. Кроме того, за текущий год Минфин накопил почти 1,5 триллиона рублей за счет роста стоимости нефти. Поэтому 4 триллиона рублей по закону правительство может и должно использовать для финансирования пенсионной системы. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Алексашенко напомнил, что Минфин планирует за счет повышения пенсионного возраста получить примерно 2 триллиона рублей в течение 6 лет. Правительство упорно набивает кубышку и не только не позволяет деньгам пойти к населению, но и вынимает у россиян средства из кармана.
Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев в свою очередь полагает, что профицит бюджета в России сейчас искусственный. Получение профицита он называет ожидаемым в ситуации, когда правительство с самого начала сжимает расходы. Такие решения Николаев рассматривает как продолжение действующего в России монетарного подхода с акцентами на жесткости политики и минимизации расходов.
По словам эксперта, с помощью такой политики власти пытаются стимулировать частные инвестиции, но данное утверждение является неоднозначным. Николаев отмечает, что подход российских властей не уникален, раньше к таким мерам для стабилизации ситуации прибегали в Греции, аналогичные решения принимало правительство Маргарет Тэтчер. Отличие заключается в том, что в иностранных примерах подобные решения рассматривались как временная стабилизационная политика.
В случае России подход превратился в доминанту, которая не меняется в зависимости от экономического состояния. Сокращение госрасходов общество и бизнес легко переживают в ситуации, когда экономика растет. В случае неоднозначной динамики (периоды роста, сменяющиеся падением) политика неоправданного урезания доходов является препятствием для перехода к устойчивым высоким темпам развития.