Эксперты часто критикуют правила игры, применяющиеся в российской политической системе. Для сохранения своих позиций чиновникам, возможно, придется менять стратегию, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
После мартовских президентских выборов в России сформировано правительство, также определены экономические приоритеты и политические ориентиры. Послевыборным сюрпризом для рядовых россиян стала информация о предстоящем повышении пенсионного возраста. Отдельные эксперты предполагают, что новости ждут также чиновников, которым придется менять стратегию, чтобы выжить.
Политолог Валерий Соловей констатирует, что на систему влияют два ключевых фактора – сокращение ресурсов, в том числе из-за растущего давления со стороны Запада, и приближающийся «транзит». У всех элитных группировок есть ощущение, что эпоха Путина заканчивается и о будущем ничего неизвестно. Каждый из чиновников может поступиться политическими позициями ради сохранения своих материальных активов.
Эксперт считает, что цель по кардинальному увековечению позиций достигнута не будет. По словам политолога, система разрушается сразу же после ухода гаранта, создавшего механизм. Разрушение может занять месяцы или несколько лет. Однако по историческим меркам крах системы происходит очень быстро. Пока пребывающие при власти люди находятся в счастливом неведении относительно своего будущего. Чиновники живут инстинктами и стараются не предпринимать лишних шагов, сосредоточившись на укреплении своих позиций. Они надеются, что все вызовы, риски и угрозы сами по себе рассосутся и минимизируются.
Соловей подчеркивает, что до 2014 года, когда весь мир лежал у их ног, политики придерживались иной стратегии. Чиновники жили с уверенностью в том, что рост стоимости нефти будет бесконечным, как и увеличение их доходов. Они считали, что вскоре станут частью глобальной элиты, которая управляет миром. Силовую часть режима, включая президента, чиновники рассматривали как таран, уничтожающий все препятствия, чтобы обеспечить достижение этой цели.
События 2014 года, по словам политолога, стали катастрофической неожиданностью даже для самых близких друзей президента. Сейчас российские политики пытаются адаптироваться в новых условиях, инстинкты их при этом остаются неизменными.
Философ Максим Горюнов обращает внимание на то, что многим людям, которые сейчас занимают высокие должности, хорошо за 60. Это значит, что у нынешних российских чиновников есть знания о том, как следует вести себя внутри авторитарной системы, чтобы оставаться успешным человеком. В 2014 году, когда Россия вернулась во времена Андропова,
чиновники вспомнили прежние навыки и чувствует себя в общем неплохо. Система, в которой сейчас находятся российские руководители, в разы мягче андроповской – чиновникам позволяется выезжать в страны Евросоюза, иметь недвижимость за рубежом и демонстративно наслаждаться роскошью.
Все привилегии предоставляются в обмен на небольшой набор лоялистских ритуалов. Чиновникам нужно всего лишь несколько раз в год постоять на публичном мероприятии с флагом, посещать церковь и публиковать в соцсетях ультра-патриотические православные фотоснимки. На этом список требований заканчивается.
Показательным примером для оценки российской системы власти философ называет карьеру Дмитрия Киселева. После окончания филфака Ленинградского государственного университета в 1978 году Киселев начал работать на Гостелерадио СССР. После введения Войцехом Ярузельским в Польше военного положения юный пропагандист убеждал поляков в том, что от сопротивления нужно отказаться. Он говорил, что Польша должна покориться Москве, поскольку в Москве построен социализм и в обозримом будущем наступит коммунизм, а по ту сторону железного занавеса есть только мрак и безысходность.
К моменту распада СССР Киселев был успешным пропагандистом, человеком известным и уважаемым. С 1991 по 2010 год, живя в новой системе, по мере сил он небезуспешно адаптировался к изменившимся условиям. Однако сразу же после отката системы в обратном направлении (к временам его молодости) журналист легко и непринужденно стряхнул пыль со старых навыков. Прибавив к прежним умениям новые, полученные в либеральные годы, Киселев создал любимую многими новостную программу.
После весны 2014 года популярный пропагандист доказывает, что при успешном опыте адаптации вернуться к старым правилам довольно просто. У Киселева такой опыт есть, что доказывает его деятельность в последние несколько лет. Горюнов констатирует, что старые чиновники сейчас выживают так же, как и известный пропагандист – они припоминают свои первые шаги по карьерной лестнице.
Начинавшим карьеру при Ельцине и Путине даже не нужно ничего придумывать. При возникновении затруднений чиновники могут посмотреть на своих старших коллег, которые помнят советскую систему. В крайнем случае помощь чиновники новой формации могут найти в книжном магазине, на страницах мемуаров брежневских партийных монстров. Вместе с тем, чтение книг является уделом интеллектуалов, а российские чиновники в большинстве своем являются людьми простыми, которые получают знания из устного общения.
Поэтому политики предпочитают спрашивать совета у старших товарищей или просто подсматривать. Пытливый карьерный ум может подсказать, как лучше работать, держать себя, подавать руку и упоминать в заявлениях Владимира Владимировича. В итоге можно сказать, что опыт успешного выживания в авторитарной системе передается новому поколению чиновников.
Поэтому молодые ведущие успешно копируют манеру поведения в кадре Дмитрия Киселева. Возможно, журналисты не знают, что в свое время сам Киселев учился так говорить у старших товарищей, работавших еще в Агитационно-пропагандистском отделе ЦК или в Главном политико-просветительском комитете. Новые телеведущие просто копируют манеру поведения, опыт при этом передается бессознательно и механически.