Восприятие пенсионной реформы российскими гражданами оценил Сергей Шелин. Он утверждает, что повышение пенсионного возраста ускорило процесс перестройки отношений между верхами и низами, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что выпускаемый каждый месяц бюллетень прогнозного департамента Центробанка, которым, как правило, интересуются лишь люди из узкого круга ценителей, вдруг стал очень популярным. Буквально всюду можно видеть цитаты и пересказы содержания документа. Дело в том, что аналитики Центробанка объединили свои выводы о материальных настроениях россиян с данными вызывающих их доверие опросных служб. Полученная картина поражает изображением широкомасштабного уныния и пессимизма.
Россияне полагают, что на сегодняшний день инфляция близка к 11 процентам (в несколько раз больше официальных данных) и останется такой через год. Так называемые потребительские настроения российских граждан ухудшились сильно и быстро, хотя официальные данные свидетельствуют о стремительном росте заработков в госсекторе и умеренном их увеличении в частном секторе. Больше обычного людей тревожит даже безработица, которую власти считают умеренной.
Очевидно, что всплеск пессимистичных настроений является отражением шока от пенсионных инициатив начальства, который усугубляется подорожанием бензина, ростом стоимости коммунальных услуг и предчувствием неизбежных ценовых последствий увеличения НДС. В подобных ситуациях окружающая обстановка неизбежно окрашивается в мрачные тона, даже на участках, не затронутых неприятными изменениями.
Однако мрачное восприятие мира представляет собой лишь верхний слой сдвига в народных настроениях, который начался год-два назад и ускорился после появления информации о начальственных пенсионных импровизациях. Вне зависимости от возможного пересмотра пенсионной реформы, отношение низов к словам и действиям верхов, видимо, изменилось необратимо:
- сейчас больше никто из жителей российских регионов не воспринимает местных руководителей как заступников перед начальством общегосударственным. Недавно социологи из ФОМ выяснили, что подавляющее большинство (70 процентов) россиян не интересует отношение властей в регионах к законопроекту о повышении пенсионного возраста.
При этом 8 процентов респондентов полагают, что местные власти отношение «не выразили», 19 процентов опрошенных убеждены в обратном. Около 12 процентов опрошенных знают, что региональные власти реформу «поддержали», 4 процента ошибочно думают иначе. Данные можно сравнить со всеобщей осведомленностью россиян о встрече Трампа и Путина (83 процента по оценке ВЦИОМ).
Почти все, кому известно о поддержке местными чиновниками пенсионной реформы, называют согласие неискренним и продиктованным федеральными властями. Основная масса россиян не считает региональные структуры местом принятия решений, но резолюциями и даже важными темами граждане не интересуются. По словам обозревателя, еще никогда настолько глубоким не был упадок авторитета региональных властей;
- изменилось отношение к решениям власти центральной. Почти все граждане знают о переговорах Трампа и Путина и, судя по всему, считают саммит победным для российского президента. Мало кто из российских граждан знает, что в последующие дни все посулы и намеки Трампа были дезавуированы им самим, президентской администрацией или Конгрессом. В глазах сограждан хозяин Кремля победил, но на рейтинге его поддержки это почти никак не отразилось – зафиксирован рост в пределах статистической погрешности (индикаторы Медведева и «Единой России» продолжают падать).
Народ другими глазами смотрит наверх.
Не изменилась ситуация даже после заявления президента о том, что он подумает над пенсионными планами правительства. Оказалось, что победа на саммите и пенсионное обещание президента народ почти не впечатлили. В отличие от заявления по реформе, хельсинский саммит привлек к себе внимание. Сейчас россияне по-другому оценивают события, о которых узнают. Несмотря на вполне позитивные события вроде чемпионата мира по футболу или саммита в Хельсинки, дела житейские медианные граждане оценивают скептически.
Для начальства такая реакция населения является большим разочарованием, поскольку за посткрымские годы российские чиновники привыкли получать в ответ другие эмоции граждан. Еще большим разочарованием стало или станет в ближайшее время глубокое недоверие к высочайшим заявлениям и обещаниям власти. Риторика, касающаяся всех общественно значимых тем, неизменно воспринимается гражданами с недоверием.
Важно, что самое критическое и пессимистическое отношение к действиям власти демонстрируют россияне в возрасте от 30 до 40 лет, то есть те, на ком держится страна. Заметно увеличился уровень критицизма среди молодежи, которая по естественным причинам всегда демонстрировала оптимизм. Судя по всему, на картину жизни, рисуемую начальством, подданные не обращают внимания.
Росстат всячески пытается исправить и украсить экономическое прошлое. Однако люди отвечают на старания возрастающим пессимизмом. Шелин объясняет, что скорый всплеск протестов он не предсказывает, поскольку более точные прогнозы могут сделать политологи, убежденные в том, что события можно научно предсказывать.
Однако очевидно, что стандартный набор применяемых начальством способов манипуляции сейчас не работает, хотя еще совсем недавно приводил подданных в экстаз. Привычные инструменты перестали приносить пользу. Население тем временем демонстрирует раздражение и другими глазами смотрит наверх. Изменить создавшуюся ситуацию чиновники вряд ли смогут.