Продуктовое эмбарго российское руководство ввело ровно 4 года назад. За прошедшее время политика контрсанкций оказала сильное влияние на экономику страны, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В августе 2014 года российский президент Путин подписал указ об ограничении ввоза в страну продовольственной продукции, выпущенной в государствах, которые ввели против России санкции. Через год глава государства постановил, что нелегально ввезенные в Россию продукты должны уничтожаться. В результате за 3 года Россельхознадзор уничтожил почти 26 тысяч тонн продуктов, о чем заявили в ведомстве в понедельник, 6 августа.
Изначально российские чиновники рассчитывали, что контрсанкции будут способствовать скорейшей отмене введенных против России ограничений. По мнению экспертов, политика контрсанкции не оправдала себя, но существует вероятность сохранения ее на долгие годы. Подводя итоги 4 лет действия ограничений, эксперты озвучивают следующие выводы:
- контрсанкции нанесли вред российским потребителям. Эмбарго обошлось российской экономике в 0,2 процента ВВП. Об этом заявили в аналитическом агентстве АКРА 6 августа. На первый взгляд цифра кажется небольшой, но ограничение импорта стало причиной роста цен на ряд товаров. По оценкам аналитиков РАНХиГС, в среднем каждый россиянин ежегодно из-за эмбарго теряет по 4,4 тысячи рублей.
Профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский признает, что контрсанкции помогли российским компаниям нарастить производство, но это не стало причиной снижения цен. Поставщики в принципе далеки от социальной мотивации, поэтому при отсутствии нормальной конкуренции они пользуются ситуацией для получения дополнительной прибыли. Эффект от контрсанкций он оценивает как негативный.
По мнению профессора, в решение о введении контрсанкции закладывался скорее политический смысл. Таким образом российское руководство планировало оказать давление на производителей в Евросоюзе и других странах, чтобы компании в свою очередь обращались к правительствам с просьбой свернуть антироссийские санкции. Однако расчет оказался ошибочным, поэтому в целом контрсанкционная политика не оправдала себя;
- качество продуктов в России снизилось. После введения эмбарго на российском рынке освободились несколько ниш, которые заняли отечественные производители. Кроме того, российские компании нарастили экспорт из стран СНГ, Латинской Америки, Африки и Азии. Эксперты констатируют, что нередко быстрый рост производства в России происходил в ущерб показателям качества. Особенно это касается сыров и молочной продукции.
Заместитель директора направления «Финансовый консалтинг» в группе компаний SRG Ольга Фетищева отмечает, что после введения ответных санкций в России резко увеличился объем импорта пальмового масла, которое производители используют как более дешевый заменитель молочного жира. В результате выпуск дешевых товаров низкого качества тянет Россию назад, рынок страны наводнен ненатуральным и некачественным молоком;
- контрсанкции способствовали импортозамещению, но есть нюансы. После введения ответных ограничительных мер в России активно реализовывалась программа импортозамещения. Алексей Портанский напоминает, что импорт свинины в Россию сократился в 3 раза, импорт птицы в 2,5 раза, объем ввоза овощей – в 2 раза. В первые 2-3 года импортозамещение способствовало активному росту акции компаний, занимающихся выпуском продуктов питания. Однако на сегодняшний день рост прекратился.
По утверждению эксперта, программа импортозамещения должна планироваться с учетом экономических соображений, чтобы в результате государству и гражданам нововведения приносили пользу. В российском случае основой импортозамещения являются политические соображения и желание «дать отпор». Поэтому экономический эффект не настолько серьезный, каким мог быть в других условиях;
- количество уничтоженных продуктов возрастает. Запрещенные продукты по-прежнему попадают в Россию, Россельхознадзор их уничтожает. На протяжении 3 лет сотрудники ведомства активно жгли и давили бульдозерами оказавшиеся в России нелегальные продукты, уничтожив в итоге почти 26 тысяч тонн продовольствия. В основном это польские яблоки и турецкие томаты.
Инициативные граждане создали петицию с просьбой раздавать такие продукты нуждающимся россиянам. Даже после получения более 500 тысяч подписей, петиция осталась без внимания. По информации таможенников, количество попавшей в Россию «санкционки» ежегодно увеличивается. В 2016 году уничтожено 3 тысячи тонн продуктов, за 2017 год – 8 тысяч тонн;
- контрсанкции стали причиной ухудшения отношений внутри ЕАЭС. В основном запрещенные продукты попадают в Россию через страны ЕАЭС (Казахстан и Беларусь). Интернет-пользователи активно высмеивают устрицы и тропические фрукты, якобы произведенные в Беларуси. Негативным последствием политики ограничений являются также трения внутри ЕАЭС.
Алексей Портанский отмечает, что страны Таможенного союза не согласились с российской политикой контрсанкции, хотя внутри подобных организаций должна существовать общая линия. В итоге функционирует нелегальный транзит. При этом действия российских пограничников, проверяющих грузовики на наличие подобных продуктов, комиссия ЕАЭС считает нарушением правил;
- с контрсанкциями придется жить долго. По словам экспертов, с помощью контрсанкций Москва надеялась добиться скорой отмены введенных против России ограничений. В итоге сейчас Россия не может без репутационных потерь выйти из санкционной гонки. Отдельные экономисты (Кудрин и Алексашенко) убеждены, что санкции нужно снять без лишнего шума.
По словам Портанского, отменить ограничения России мешает негативная риторика в отношении Запада. Профессор подчеркивает, что российская яростная пропаганда лишь усугубляет ситуацию. С помощью противоположной политики Москва могла бы добиться смягчения санкций, что подтверждается китайским опытом.