Ровно 20 лет назад, 17 августа 1998 года, правительство и Центробанк РФ объявили о техническом дефолте по основным видам российских государственных ценных бумаг.
Это был прецедент в мировой истории: никогда ни одно государство не объявляло дефолт по внутреннему долгу, который был номинирован в национальной валюте. Резервы Банка России в тот момент составляли 24 млрд. долларов, а обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ – более 36 млрд. долларов.
Дефолт 1998 года оказался одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории современной России.
Возможно ли повторение тех событий в наши дни? По информации Bloomberg, аналитики Bank of America не исключают такой возможности. Российские эксперты, опрошенные агентством ПРАЙМ, считают, что это невозможно. «Однако гарантий от возникновения очередного экономического коллапса нет». Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах отметил: «Мы не можем знать, какая проблема на сей раз станет критической». В 1998 году главным вопросом была позиция МВФ – поможет или нет? Но кто в России сегодня о вспоминает о МВФ? Зато 20 лет назад санкций Запада боялись лишь одиозные Северная Корея и Сербия, а в наши дни эта угроза более чем актуальна для России.
А еще, по мнению профессора РЭУ им. Плеханова Константина Ордова, угрозой стал внешний долг негосударственного сектора, который в XXI веке стал сопоставим с ЗВР Банка России. Государство выборочно оказывает финансовую помощь ряду компаний, но государственные финансы не в силах потянуть долги разбухших коммерческих компаний. За прошедшие после дефолта 20 лет в России так и не создали самодостаточный финансовый рынок.
Аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов считает также риском отсутствие реального роста российской экономики. А новые налоги, инициированные властями в последнее время, окончательно подрезают крылья надеждам на восстановление национальной экономики.