В составе военного контингента в Сирии были задействованы 63 тысячи военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе 434 генерала, сообщила Би-би-си со ссылкой на обнародованные Министерством обороны РФ данные.
После начала военной операции в Сирии в сентябре 2015 года военное ведомство РФ ни разу сообщало, сколько российских военнослужащих принимают участие в боевых операциях в этой ближневосточной стране. Представителям СМИ приходилось вычислять эту цифру по косвенным данным. Например, в феврале 2016 года, через несколько месяцев после ввода российских войск, масс медиа узнали, что Минобороны заказало 20 тысяч медалей «Участнику военной операции в Сирии».
Только в декабре 2017 года министр обороны Сергей Шойгу проговорился, что 48 тысяч российских военнослужащих «получили бесценный боевой опыт в Сирии». Сейчас речь идет уже о 63 тысячах, то есть чуть больше чем за полгода туда послали еще 15 тысяч солдат и офицеров – фактически треть от численности контингента в конце 2017 года. Минобороны никак не объясняет стремительный рост российского контингента, хотя еще 11 декабря президент Владимир Путин отдал приказ о его выводе из Сирии и возвращении на родину.
В докладе Минобороны РФ, размещенном на официальном канале военного ведомства на видеохостинге YouTube под названием «Военная операция ВС РФ в Сирийской Арабской Республике – итоги в цифрах», приводятся и другие примечательные факты:
- в Сирии повоевали 91 процент экипажей армейской, 97 процентов военно-транспортной и 60 процентов стратегической авиации России;
- командующие войсками всех военных округов РФ вместе со своими штабами прошли там боевую обкатку;
- во время боевых действий был применен 231 образец оружия;
- авиация совершила почти 40 тысяч боевых вылетов;
- с кораблей и подводных лодок было нанесено 100 запусков крылатых ракет «Калибр» по наземным целям в Сирии;
- в боевых походах, связанных с сирийской кампанией, приняли участие 86 надводных кораблей и 14 подводных лодок;
- самолеты стратегической дальней авиации выпустили по наземным целям 66 крылатых ракет;
- российские военнослужащие уничтожили более 86 тысяч боевиков, в том числе 830 лидеров исламистов.
Несмотря на декабрьский приказ Верховного главнокомандующего, российские войска продолжают оставаться в Сирии – и даже наращивают свою численность. Советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон на днях заявил, что Россия «застряла в Сирии», ожидая, что кто-то другой профинансирует восстановление разрушенной ею страны.
«Голос Путина» Песков опроверг заявление Болтона, но при этом выдал «большой буржуинский секрет»: «Давайте не будем забывать о том, что американские военные также находятся на сирийской земле». То есть в Кремле боятся, что ситуация в Сирии может измениться в любой момент.
И еще на один аспект вмешательства России в ход гражданской войны в Сирии обратили внимание эксперты: Россия использовала эту страну в качестве полигона для тестирования и обкатки своих вооружений. Путин в июне в ходе «Прямой линии» проговорился, что Сирия стала «уникальным боевым опытом» для российской армии, который нельзя сравнить «ни с какими учениями». Российский лидер признался тогда: «Сирия – это не полигон для испытания российского оружия. Но все-таки мы его там применяем, это российское оружие. Это привело к совершенствованию современных ударных, в том числе ракетных систем».
А нынешний вице-премьер по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов в свою бытность заместителем министра обороны в интервью интернет-изданию Газета.ru заявил, что «каждый факт, когда нас что-то не устраивает, когда есть отклонение от заявленных характеристик либо какое-то неудобство в эксплуатации, берется на карандаш и детальнейшим образом анализируется с представителями промышленности».