Пытаясь найти средства на реализацию майского указа, инициативные чиновники с интересом смотрят на прибыль крупного бизнеса. Эксперты называют потенциальным объектом изъятия любую прибыльную отрасль, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Помощник российского президента Путина Андрей Белоусов неожиданно внес оживление в размеренный ритм внутренней политики страны. Он предложил забрать у несырьевых предприятий сверхдоходы. Сначала появилась информация об изъятии 500 миллиардов рублей у 15 крупных предприятий, указанных в списке, подлинность которого подтвердили представители российской власти.
Через некоторое время после публикации списка стало известно, что президент поручил правительству проработать инициативу. Промышленникам предложение не понравилось, затем с критикой инициативы начали выступать представители министерств. Комментируя неоднозначную историю, эксперты пытаются определить, в чем заключается настоящая причина появления «списка» и можно ли считать идею изъятия доходов однозначно неприемлемой для российского правительства.
Финансовый и биржевой аналитик, экономист Степан Демура отмечает, что на фоне нехватки денег российские чиновники разрабатывают неоднозначные инициативы. В момент подготовки амбициозных планов никто из руководства страны не потрудился посмотреть в бюджет, чтобы определить, есть ли у государства средства, или хотя бы заранее найти источник привлечения денег. Лишь после принятия майского указа чиновники стали искать деньги.
Напоминает эксперт, что президента после выборов наделили практически неограниченными полномочиями по ручному управлению страной. При необходимости привлечения дополнительных средств чиновники оценивают ситуацию и смотрят, у кого деньги есть. У газовиков и нефтяников из окружения власти вряд ли чиновники станут отбирать доходы, потенциальным источником привлечения средств могут выступать лишь частные и публичные компании.
Подготовкой механизма изъятия прибыли, по словам аналитика, сейчас власть занимается. Демура предполагает, что процесс моет в будущем продолжиться. В России неплохую прибыль получают также телекоммуникационные и генерирующие компании, которые могут оказаться под ударом на следующем этапе. Экономист подчеркивает, что объектом изъятия может стать любая отрасль, где есть прибыль.
Кандидат экономических наук, профессор Европейского университета Санкт-Петербурга Дмитрий Травин полагает, что заявление президентского помощника было проявлением стремления найти деньги, чтобы пополнить бюджет. Плохое состояние российской экономики очевидно. Поэтому активно обсуждается вопрос о способах снижения расходов Пенсионного фонда, сложная ситуация фиксируется также в бюджете. Изобретательные представители власти в создавшейся ситуации ищут, где можно добыть еще денег.
Объясняет профессор, что денег «хватает», пока бюджет «сбалансирован». При увеличении расходной части главной государственной сметы денег сразу перестает хватать. При снижении стоимости нефти и падении доходов от экспортной продажи энергоносителя дефицит финансов возникнет опять. Дополнительным фактором риска выступают американские санкции.
По словам Травина, американцы принимают закон, чтобы запретить своим предпринимателям вкладывать деньги в российский государственный долг. Это значит, что российское правительство сможет одолжить меньше денег на мировом рынке и их опять будет не хватать. Поэтому проблема с нехваткой средств для России в последнее время актуальна.
Член совета Конфедерации труда России, бывший замминистра труда Павел Кудюкин утверждает, что сложно назвать историю с предложением Андрея Белоусова завершенной. Помощнику президента указали на то, что он поторопился. Это значит, что президентская администрация действительно ищет возможности пополнения государственных доходов. Не исключено, что утечка записки Белоусова (возможно, с неокончательной версией списка) могла быть попыткой прощупать реакцию населения и бизнеса.
Вполне ожидаемо общественность отреагировала на появившуюся информацию. Естественно, представители крупных корпораций крайне негативно восприняли инициативу. Наверное, на время обсуждение предложения чиновники решили прикрыть. Экс-замминистра самым сложным вопросом в создавшейся ситуации называет определение сверхдоходов. По сути, речь идет о выплате своеобразной ренты на конъюнктуру.
При формировании благоприятной конъюнктуры корпорации получали некую прибыли выше нормального уровня. В то же время, при неблагоприятной конъюнктуре те же самые компании начнут получать прибыль ниже определенного ориентира. Также важно, что проблема обложения сверхдоходов актуальна не только для России. Периодически данный вопрос поднимается во всем мире.
Кудюкин отмечает, что многое зависит от конкретной ситуации и общественного соглашения. Также важно отношение к инициативе представителей крупного капитала и их желание отдать еще одну часть прибыли государству. Как правило, предприниматели соглашаются делиться в ситуации острого кризиса, когда понимают, что в противном случае могут потерять все. Судя по всему, в России такого острого кризиса пока нет.