Проявив свою позицию относительно пенсионной реформы в телеобращении к нации 29 августа, президент Владимир Путин взял ответственность за это непопулярное в народе нововведение на себя, считают и политики, и эксперты. И тем самым спас и провластную партию «Единая Россия», и премьер-министра Дмитрия Медведева, и его правительство, подчеркнул вице-спикер Думы Игорь Лебедев (ЛДПР).
Однако своей стратегической цели президент не достиг, отметил журналист Иван Преображенский. В своем обращении он подчеркнул, что дискуссии вокруг пенсионной реформы могут «поставить под угрозу стабильность общества, а значит, и безопасность страны». Так хозяин Кремля сделал мирное нововведение очередным средством борьбы с внешним миром. Теперь понятно, чего добиваются противники увеличения возраста выхода на заслуженный отдых? «Ничего, правоохранительные органы потом объяснят разным там протестующим, которые подрывают нашу стабильность».
Но если говорить о расколе в российском обществе после телеобращения главы государства, то это относится к политикам, но не к рядовым россиянам. Так, замруководителя думской фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов поспешил с заявлением, что его политсила «поддержит предложения президента». Лидеру эсеров Сергею Миронову пришлось опровергать своего высокопоставленного однопартийца: «Мы не будем поддерживать этот законопроект ни во втором, ни в третьем чтении». При этом он похвалил президента, ведь тому «исправлять ошибки правительства, которое поставило всю страну на уши». То есть опять виноват не добрый царь, а злокозненные бояре.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что смягчение Кремлем реформы не изменит негативное отношение коммунистов к ней – коммунисты продолжат добиваться проведения всенародного референдума. Комментарий депутата-коммуниста Валерия Рашкина был намного жестче: «Изначальные сроки повышения пенсионного возраста (63 и 65) делались именно под такое выступление Путина. Чтобы "добрый царь" мог выступить и показать, какой он добрый», – написал он в соцсетях, снабдив текст соответствующей иллюстрацией:
В ЛДПР Путина похвалили – кто бы сомневался! Но, тем не менее, глава комитета по соцполитике жириновец Ярослав Нилов напомнил, что его партия предлагает сделать Пенсионный фонд бездефицитным, не прибегая к повышению возраста выхода на пенсию.
Еще жестче оценка «смягчения реформы» Путиным со стороны несистемной оппозиции. Сидящий за решеткой Алексей Навальный уверен, что на 30 дней в кутузку его запроторили с целью сорвать намеченный на 9 сентября очередной всероссийский протест против пенсионной реформы. Оппозиционер объяснил: власть увидела, что «подавляющее большинство россиян против пенсионного грабежа, а половина настолько против, что готова на улицу выходить – и им приходится как-то срочно это пытаться купировать». Он напомнил, что после пожара с многочисленными жертвами в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово Путин не только не стал встречаться с вышедшими на улицы города горожанами, но и не выступил с телеобращением: «Потому что не испугался (а на людей ему плевать). А тут – испугался».
А Илья Яшин отметил: «Интересная у них аргументация. Путин объясняет лишение 12 миллионов человек пенсий заботой об устойчивости пенсионной системы. Это как если бы грабитель, отбирая у вас деньги в подворотне, говорил: "Не переживай, ведь я делаю это ради твоего семейного благополучия"».
Не удовлетворило выступление президента и профсоюзы. Глава Конфедерации труда России Борис Кравченко заявил Интерфаксы: «Я не думаю, что это успокоит общественное мнение». И пообещал продолжать протестные кампании против повышения пенсионного возраста.
Путин «собственной кровью и рейтингом» завизировал пенсионную реформу, отметил в комментарии Росбалту политолог Роман Романов. В Кремле понимают, что возникла «архисерьезная и очень проблемная» ситуация. «Речь о глубоком, серьезном недовольстве, которое незаметно закипает в глубинах страны. Сначала оно незаметно, но потенциально может привести к серьезному кризису власти, падению рейтингов, саботажу, неподчинению», – подчеркнул эксперт. Вот и пустила власть в ход последнее и самое серьезное оружие, которое у нее есть, – Путина.
Романов обратил внимание на тот факт, что речь президента была адресована не только электорату, но и его сторонникам в регионах – начиная от активистов и заканчивая губернаторами: мол, не бойтесь, «я не устранился, я с вами».
Народ, конечно, оцени, что Путин наконец-то выглянул из-за кремлевской стены и сказал что-то внятное о пенсионной реформе. Но «другое дело, что это не прибавит Путину сторонников и не повысит рейтинг – люди отлично понимают, что, если само первое лицо стало что-то объяснять, значит, от неприятных решений не отвертишься». Народ заметил, что президент выступал не в своем фирменном стиле – без металла в голосе, без показных эмоций, без обещаний светлого будущего. А своих ошибок, как всегда, не признал: «Почему пенсионная система оказалась в таком состоянии? Кто виноват? Где были допущены ошибки? Как будут наказаны виновные? Что пошло не так? Явки, пароли, имена?..». Президент фактически ничего не сказал о неэффективной трате государственных средств, коррупции, повальном воровстве. А ведь «мы прощаем долги зарубежным странам, Пенсионный фонд строит себе дворцы, а платить за все должны люди. И для людей, которые так думают, Путин не сказал ничего». Зато «вместо того, чтобы призвать к ревизии, к проверкам и вообще выступить на этом поле, Путин произносит разумные, но очень посторонние цифры».
В заключение Роман Романов напомнил, что «царь может объяснять, но он должен и наказывать». Это и есть образ и функция власти.
Ну, а о том, как отреагировали соцсети на выступление Путина, и пером не описать. Большую часть высказываний пользований и привести нельзя – из этических соображений. Вот лишь две оценки без ненормативной лексики и личностных наездов:
И в заключение – итоги опроса, проведенного порталом Росбалт (данные на момент написания данного материала):