Угроза введения новых санкций приводит к ослаблению российского рубля. Чиновники безуспешно добиваются укрепления рубля с помощью рассказав о невероятной силе денежной единицы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Во время, пока американские политики занимаются подготовкой новых антироссийских санкций, российские чиновники предпочитают рассказывать о невероятной силе рубля. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, к примеру, убеждает граждан, что российская валюта в скором времени укрепится, а справедливый курс находится возле уровня 50 рублей за доллар. В аналитическом отделе компании NordFX информируют, что в рамках торгов четверга российская денежная единица торгуется возле уровня 69 рублей за доллар.
Государственные компании и предприятия, занимающиеся экспортной деятельностью, судя по всему, предпочитают хранить выручку в долларах, а не в рублях. Правительство тем временем активно занимается в основном обменом рублей на иностранные денежные знаки. При этом глава государственного банка ВТБ Андрей Костин допускает возможный перевод выплат по валютным депозитам в рубли.
Максим Орешкин объясняет текущее ослабление рубля краткосрочным резким оттоком капитала из России. Он убежден, что вскоре тенденция развернется в обратную сторону, после чего отток капитала прекратится. В среду министр обратил внимание на то, что накануне рубль начал серьезно укрепляться, несмотря на сохранение стабильности развивающихся валют на глобальных рынках. Чиновник подчеркнул, что каких-либо причин для изменения среднесрочного и долгосрочного курса в 63-64 рубля за доллар он не видит.
Свою точку зрения Орешкин объяснил тем, что платежный баланс в России сильный, бюджетный баланс профицитный – около 1 процента ВВП, а внешний долг умеренный. В то же время, глава Минэкономразвития заметил, что российская валюта серьезно отклонилась от «фундаментальных значений», что может продлиться «довольно продолжительное время».
Очевидно, что рыночная волатильность окажет влияние на перспективы экономического роста. Министр посетовал, что волатильность, приходящая в Россию извне, с рынков развивающихся экономик, представляет собой «локальный негатив». Министр признал, что волатильность частично связана с санкционным давлением, а в ближайшие 6-12 месяцев экономический рост может оказаться не настолько высоким, как ожидают в ведомстве.
Согласно прогнозам Минэкономразвития, низшую точку роста экономика России пройдет в первом квартале следующего года. В обновленном макропрогнозе МЭР говорится, что в целом по итогам 2019 года ведомство ожидает увидеть рост ВВП на уровне 1,3 процента. Несмотря на прогноз о сохранении в будущем высокой волатильности рубля, глава ведомства не считает нужным введение правила об обязательной продаже валютной выручки экспортеров. Орешкин отметил, что такой потребности нет, поскольку рынок функционирует нормально, хотя повышенный отток капитала и волатильность имеют место.
Днем ранее глава Минфина Антон Силуанов в беседе с журналистами также констатировал, что ситуация с курсом рубля не требует никаких вмешательств. Он исключил возможность введения обязательств для экспортеров по продаже определенной доли валютной выручки.
Недавно министр Орешкин делал заявления противоположного содержания.
Такая риторика главы Минэкономразвития выглядит несколько странной с учетом того, что совсем недавно Максим Орешкин жаловался на отказ компаний-экспортеров оперативно конвертировать в рубли свою выручку. Чиновник объяснил, что конвертация выручки создает над валютными рынками «определенный навес». При этом министр рекомендовал покупать рубли, анонсируя скорое укрепление национальной валюты.
Судя по всему, перспектива существенного и скорого укрепления рубля вызывает сомнения у руководства Минфина. Последние две недели ведомство отменяло аукционы по размещению облигаций федерального займа. Причиной в министерстве называют «неблагоприятную рыночную конъюнктуру».
Последнее заявление главы ВТБ Андрея Костина в интервью агентству Bloomberg выглядит не слишком обнадеживающим. Банкир не исключил, что в случае ужесточения антироссийских санкций средства валютных вкладчиков финансовые организации могут возвращать в рублях. По словам Костина, все клиенты всех банков смогут получить назад свои деньги, этот момент является принципиальным. Вместе с тем, сейчас сложно сказать, как это будет сделано и в какой валюте.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов не соглашается с мнением о нынешнем заниженном курсе рубля. Он констатирует, что рубль, как отражение российской экономики, полностью зависит от цены на нефть. Поэтому в период высоких цен энергоносителя курс рубля был соответствующим. Уполномоченный по правам предпринимателей причиной падения рубля при нынешней политике Центробанка называет зависимость российской экономики кроме нефти также от санкций.
Он уточнил, что рентабельность активов в России в настоящее время находится ниже уровня 2008 года. Кроме того, в стране выросли структурные проблемы внутри экономики, одновременно снижается производительность труда и объем выпуска добавленной стоимости. В создавшейся ситуации даже высокая стоимость нефти не может поддержать курс рубля. Дополнительным фактором влияния выступают ограничительные меры.
Эксперты в свою очередь утверждают, что российские министры сейчас пытаются изменить ситуацию с помощью словесных интервенций. Эксперт Илья Жарский отмечает, что чиновники пытаются на словах убедить инвесторов и спекулянтов в том, что отечественная валюта сильна. Цифры тем временем говорят об обратном – с начала года рубль потерял к доллару 23 процента, период укрепления на самом деле был коррекцией перед следующим падением.