Из-за недостатков и скромного финансирования системы образования инновационное развитие в России замедляется. Главными драйверами роста экономики страны выступают энергетический сектор и оборонная промышленность, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
На протяжении минувших 6,5 лет ключевыми источниками роста российской экономики были оборона, госуправление и добывающая промышленность. В списке аутсайдеров сфера образования, в которой, по мнению экспертов, происходит настоящая катастрофа. Анализ статистических данных показывает, что несмотря на недавнее падение нефтяных цен, экономика России достаточно быстро возвращается к сырьевой зависимости.
В своем обзоре аналитик Кирилл Тремасов, ранее занимавший должность в Минэкономразвития, пишет, что рост российской экономики до сих пор в первую очередь зависит от успехов в добывающей промышленности. Зависимость сохраняются, несмотря на недавний обвал сырьевых рынков и наличие в стране других драйверов. По оценкам экспертов, в последние 6,5 лет основными драйверами роста экономики были и остаются финансовые услуги, добыча, оборона и государственное управление. Активный рост сельского хозяйства остановился.
По состоянию на первое полугодие валовая добавленная стоимость в добывающей промышленности в реальном выражении увеличилась приблизительно на 9 процентов к уровню 2011 года. Росстат определяет отраслевую добавленную стоимость как разницу между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Постепенно возрастает также доля добычи в структуре ВВП. В начале 2012 года показатель составлял почти 8,3 процента, к середине 2014 года доля снизилась до 8 процентов, а сейчас приближается к уровню 8,6 патента.
На данном этапе доля обрабатывающей промышленности в ВВП больше, она составляет 11,8 процента. Однако показатель активности этого сектора снижается – в начале 2012 года его доля превышала показатель 12 процентов. Обрабатывающие предприятия продемонстрировали намного более скромной рост валовой добавленной стоимости – лишь немного больше 2 процентов по отношению к уровню 2011 года. Аналогично сокращается доля оптовой и розничной торговли в структуре ВВП, а также показатель валовой добавленной стоимости в этом сегменте.
Вторым после добычи мощным драйвером роста экономики России выступает государственное управление и военная безопасность. Доля их ВВП увеличилась с 6,7 процента в начале 2012 года до 7,3 процента на сегодняшний день. К уровню 2011 года валовая добавленная стоимость увеличилась примерно на 15 процентов.
В сфере образования ситуация ухудшается.
Кроме того, аналитик указал на отрасли, которые в России являются аутсайдерами. Тремасов рассказал, что в строительном секторе прекратился спад, хотя доля отрасли в ВВП продолжает сокращаться. В то же время расширяется катастрофа в сфере образовательных услуг – фиксируется падение валовой добавленной стоимости почти на 8 процентов к уровню 2011 года. Доля образования в структуре ВВП также снижается с 2,6 процента в начале 2012 года до теперешнего уровня 2,3 процента.
На первый взгляд кажется, что определение динамики по десятым долям процентов является бессмысленным занятием. С другой стороны, изучение данных позволяет увидеть серьезную проблему. В действительности рост российской экономики обеспечивается в первую очередь успехами добычи и обороны вместо акцента на обрабатывающей промышленности и образовании. Это значит, что пока планы правительства о развороте в сторону диверсификации и инновационного развития остаются красивый риторикой.
При этом особое беспокойство вызывает ситуация в образовательной отрасли. По словам Тремасова, динамика валовой добавленной стоимости в сфере образования позволяет увидеть изменение объема оказанных образовательных услуг в реальном выражении. Ухудшение показателей в данном направлении эксперт частично объясняет тенденциями в демографии, в том числе сокращением количества учеников.
В правительственном докладе раньше сообщалось, что за минувшие 17 лет количество школьников в России снизилось почти на 22 процента. «Демографическая яма» постепенно перемещается с уровня общего образования на среднее профессиональное и высшее. По данным правительства, прогнозированная численность студентов ВУЗов в 2018-19 учебном году может составить около 4,3 миллиона человек, что свидетельствует о снижении количества учащихся более чем на 40 процентов по отношению к показателям 2009 года.
Декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Сергей Календжян объясняет, что текущее положение дел во многом является последствием хронического недофинансирования образования, в том числе высшего. В государстве сокращается финансирование образования, несмотря на то, что ведущие российские и зарубежные ученые-экономисты считают вложения в образование и инфраструктуру наиболее значимыми для развития экономики. Из-за кризиса значительно снизился спрос на платные образовательные услуги.
По утверждению Календжяна, в образовании весьма большой является доля теневого сектора. Разного рода индивидуальные предприниматели, предлагающие бесполезные образовательные программы под красивой оберткой, оттягивают на себя долю платежеспособного спроса за счет низкой цены. Предприниматели, использующее упрощенную систему, платят государству 6 процентов от оборота, налоговая нагрузка на государственные ВУЗы намного больше. В результате качество образования снижается.