Учения «Восток-2018» продемонстрировали не только мощь российской армии. Маневры позволили увидеть наличие проблем в процессе переброски подразделений, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
В среду на полигоне Цугол в Забайкалье прошла основная фаза стратегических маневров «Восток-2018», на учениях присутствовал российский президент Путин. Экспертное сообщество и западных политиков размах и масштабы маневров впечатлили. В Забайкалье сосредоточилась солидная часть привлеченных к участию в маневрах сил. Выступая перед участниками маневров, глава российского государства напомнил, что Россия является миролюбивым государством, у которого нет и не может быть агрессивных планов.
Во время отработки учебно-боевых задач на относительно небольшой площади были сосредоточены 25 тысяч военнослужащих, приблизительно 7 тысяч единиц боевой техники и 250 летательных аппаратов. Значительная часть сил была передислоцирована из Центральной России. Демонстрация основного этапа учений, за которой наблюдал глава государства, прошла за несколько часов. Процесс подготовки к маневрам (в основном это передислокация и размещение войск) занял больше месяца.
В реальной боевой обстановке наблюдаются аналогичные сложности. Также много времени командованию приходится тратить на планирование и переброску войск на большие расстояния. Однако от успешности данной деятельности зависит эффективность работы органов военного управления и результативность планируемых ими военных операций. В большинстве случаев переброска войск осуществляется альтернативными путями, кроме суши задействуется также вода и воздух.
Вместе с тем, территория России огромна, на ней много рек, но текут они не всегда в нужном направлении. Фактически для переброски войск используется только Транссибирская железнодорожная магистраль. Незначительное количество подразделений было доставлено в Забайкалье по воздуху. Комбинированный способ применялся даже для передислокации 6 тысяч военнослужащих ВДВ в район учений.
В случае переброски в боевых условиях существует риск, что все боевые соединения после предположительных упреждающих точечных ударов противника могут быть заперты на Транссибе. Однако других надежных путей на Дальний Восток (не считая недостроенной Байкало-Амурской магистрали) в России нет. В таких условиях существует необходимость делать акцент на военно-транспортной авиации, которая позволяет быстро перебрасывать войска и технику на большие расстояния. Однако самолетов ВТА для этих целей в стране нет в достаточном количестве.
Российская авиация оказалась в сложной ситуации.
На маневрах «Восток-2018» был разыгран эпизод с десантированием с помощью парашютного способа усиленного батальона военнослужащих 11 отдельной Гвардейской десантно-штурмовой бригады. Накануне более 700 десантников и 51 боевая машина десанта БМД-2 были погружены на 25 самолетов Ил-76МД российской ВТА на военном аэродроме «Белая» возле Иркутска. После этого воздушный десант вместе с бронемашинами был доставлен в район выброски, преодолев перед этим расстояние более тысячи километров.
После приземления на незнакомую площадку «Булак» десантники успешно выполнили учебно-боевую задачу по захвату полевого аэродрома сил условного противника. На следующих этапах самолеты военно-транспортной авиации в маневрах на полигоне Цугол не применялись. Опубликованные в СМИ данные показывают, что 25 тяжелых самолетов Ил-76МД составляют приблизительно четверть общей численности авиации данного типа.
В июле прошлого года около 70 единиц этих самолетов и другая авиационная техника были задействованы для массового десантирования личного состава полка ВДВ. Для переброски 1 усиленного батальона потребовалось около 50 самолетов. Именно такими являются скромные возможности российской военно-транспортной авиации.
С боевыми вертолетами также есть проблема. Высадка тактических десантов с боевых вертолетов являлась одним из важных условий успешного выполнения маневров. Тактику военнослужащие ВДВ отработали на полигоне Цугол. В Минобороны сообщили, что для аэромобильных действий было привлечено более 40 вертолетов Ми-8АМТШ, 2 тяжелых многоцелевых транспортника Ми-26 и более 10 вертолетов огневой поддержки Ми-24.
При этом на внешних подвесках самолетов Ми-8 в район проведения маневров были доставлены автомобили УАЗ, вертолеты Ми-26 командование задействовало для десантирования посадочным способом 8 мотовездеходов и бронеавтомобилей «Рысь» с вооружением. В Минобороны подчеркивают, что подобные действия отрабатывались впервые в рамках проведения эксперимента «по созданию и боевому применению десантно-штурмовых подразделений нового типа». Вместе с тем, о применении подобных приемов российскими вертолетиками рассказывали очевидцы, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане.
По данным журналистов, к 2020 году в составе российских ВКС будет около 200 транспортно-боевых вертолетов. В прошлом году в вооруженных силах числился всего 41 вертолет Ми-26. Наладить серийное производство самолета для нужд армии не позволяет прекращение сотрудничества с Украиной, где выпускаются двигатели для данной модели. Российский двигатель для Ми-26 планируется создать лишь к 2025 году.