Причины и возможные последствия очередного ареста оппозиционера Навального прокомментировал Александр Плющев. Он утверждает, что на фоне политической турбулентности Кремль начал бояться протестов оппозиции, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский журналист, радиоведущий и блогер Александр Плющев в своей публикации пишет, что состоявшиеся 9 сентября в разных городах выступления против пенсионной реформы можно оценивать по-разному. В Кремле, судя по всему, протестные акции оценили высоко. Возможно, власть обратила внимание не на сами акции, а на протестный потенциал. Примечательно, что к моменту проведения митингов почти все организаторы и вдохновители были задержаны или под арестом.
Не исключено, что в случае присоединения команды Навального к протестующим акции могли быть более масштабными. Очевидно, что никто из обитателей Кремля не желает эмпирическим путем проверять эту гипотезу. На самом деле новый административный арест Навального является не только продлением еще на две трети первого срока задержания, максимального по Административному кодексу.
Фактически очередным задержанием правоохранители создают возможность возбудить новое уголовное дело по довольно экзотической статье – о неоднократном нарушении правил организации митингов. По этой статье ранее был осужден активист Ильдар Дадин, после его резонансного случая в законодательство внесли положение об обязательном наличии ущерба. В деле Навального ущерб имеет место, хотя нанесен он был неизвестным человеком в момент, когда оппозиционер находился под арестом. С помощью административного дела ущерб правоохранители нашли, в дальнейшем они могут дать ход уголовному расследованию.
По словам обозревателя, Навальный является единственным политиком времен правления Путина, попытка ареста которого вызвала мгновенные и массовые протестные акции (после первого приговора по делу «Кировлеса»). Затем с учетом последнего решения судьи Навальный провел под арестом более полугода, не считая 8 месяцев домашнего ареста и полновесного срока его брата Олега по делу «Ив Роше».
Конспирологи, комментируя многочисленные аресты оппозиционера, часто задавали вопрос о том, почему власти не сажают Навального. Постепенно вопрос утратил актуальность, поскольку политик и так немало времени проводит в заключении. В результате перманентное и гибридное заключение под стражу оппозиционера сделало аресты Навального более-менее привычными для всех, включая сторонников политика.
Все заседания по очередному аресту оппозиционера журналист считает заранее предрешенными по своему исходу. Тем не менее, рассмотрение дел длится невыносимо долго, а заседания на всякий случай заканчиваются ближе к ночи, когда бодрствуют лишь самые неугомонные поклонники оппозиционера.
Объединение разных групп протестующих вполне возможно.
По мнению людей, которые охотно выходят на митинги против коррупции или пенсионных изменений, осознавая опасность, постоянные водворения Навального в спецприемник не являются достаточным поводом для протеста. В этот раз сторонники политика также не вышли, чтобы показать свое недовольство. Плющев полагает, что такое поведение сторонников Навального увеличивает вероятность того, что после очередного заседания политик отправится не в спецприемник, а в колонию.
Беспокойные конспирологи тем временем озвучивают новые версии. Часть из них предполагает, что постоянные заключения не просто выгодны политической карьере оппозиционера, но и чуть ли не им самим инспирированы, поскольку Навальный просто не знает, куда двигаться дальше. Эти предположения озвучивают примерно те же люди, которые называют Навального «человеком Бортникова», объясняя таким образом недавнюю резкую атаку на оппозиционера главы Росгвардии Виктора Золотова.
Гораздо более важным журналист считает вопрос о том, кому и зачем Навальный может быть нужен за решеткой где-нибудь в Мордовии. Возможно, развитие событий по такому сценарию выгодно людям, которые опасаются объединения разрешенного протеста левых и несанкционированных митингов сторонников оппозиционера. Блогер напоминает, что после недавнего скандала на выборах в Приморье возник стихийный протест, а Навальный, поддержавший кандидата от коммунистов, призвал своих сторонников выходить на митинги.
Судя по всему, в Приморье возникла ситуация, когда договоренности с покладистыми партийными лидерами вроде Жириновского не спасли кандидата-статиста от поражения. В подобных обстоятельствах фактор возможного усиления настоящих протестов власти совсем не нужен.
С другой стороны, длительный арест Навального крайние невыгоден людям, выступающим за политическую либерализацию и отмену муниципального фильтра на выборах. После предположительной либерализации участвовать в выборах сможет если не сам оппозиционер, то кто-то из его сторонников. Участие подержанного Навальным кандидата в выборах в каком-то из «проблемных регионов» может привести к неожиданным результатам. В любом случае против подобных кандидатов выдвиженцы власти могут вести полноценную компанию, используя весь доступный пропагандистский арсенал.
Журналист подчеркивает, что год, остающийся до следующего дня единого голосования, во многом станет решающим для всей страны. Многое зависит от того, какие выводы сделает партия власти после поражения на региональных выборах и как будет проходить пенсионная реформа. Неизвестно, насколько тяжело население переживет повышение НДС, как на страну будут влиять санкции и чем обернется военное присутствие России в Сирии. Пребывание оппозиционера Навального на свободе или в заключении также является одним из важных факторов.