Финансирование инфраструктурных проектов с использованием средств ФНБ Алексей Кудрин считает нецелесообразным. Он предлагает формировать ФНБ исключительно из высоколиквидных активов, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Фонд национального благосостояния (ФНБ) должен состоять из высоколиквидных финансовых инструментов, а функцию финансирования инфраструктурных проектов следует возложить на фонд развития. Такого мнения придерживается глава Счетной палаты России Алексей Кудрин. Фактически он предложил разграничить фонды по характеру применения активов. При этом ФНБ должен заниматься накоплением и приумножением национального благосостояния, а средства из фонда развития могут быть использованы на крупные инфраструктурные проекты вроде строительства Крымского моста.
Теперешнюю привычку власти использовать средства из ФНБ на разные цели – от финансирования модернизации БАМа до приобретения украинских ценных бумаг – Кудрин раскритиковал. В очередной раз он напомнил парламентариям, что функции резервного фонда сейчас перешли к ФНБ, поэтому к запасам должны быть предъявлены более строгие требования, чем раньше. Глава СП предложил внимательно оценить состояние активов в ФНБ, который сейчас является главным резервом страны.
По словам чиновника, ликвидность запасов следует оценить заново, с учетом новой роли ФНБ в условиях отсутствия резервного фонда. После этого следует принять решение о том, какие активы в ближайшее время можно считать ликвидными. Об этом Кудрин заявил в ходе своего выступления в Совете Федерации в среду.
Менее ликвидные активы экс-глава Минфина предложил передать в другие фонды, в том числе в создающийся сейчас фонд развития. Основной целью нового резерва станет создание инфраструктурных объектов на основе партнерства государства и частных структур. Кудрин предложил передать часть активов в фонд развития для последующего инвестирования и реализации инфраструктурных проектов, оставив при этом в ФНБ лишь высоколиквидные инструменты.
По мнению главного аудитора России, инвестиции ФНБ должны носить в основном финансовый характер. Он обратил внимание на то, что размер Государственного пенсионного фонда Норвегии достиг 1 триллиона долларов или 200 процентов ВВП страны. Фонд вкладывает средства лишь в финансовые инструменты, в том числе высоконадежные облигации российских предприятий. Большая часть объема российского ФНБ находится в состоянии ликвидности, которое по правилам размещения ближе к резервному фонду.
Раньше средства ФНБ использовались для сомнительных инвестиций.
Как долгосрочный фонд ФНБ раньше инвестировал в более рискованные активы, среди которых инфраструктурные облигации, которые вносились в капитал крупных банков. Известным примером рискованного инвестирования является предоставление Украине так называемого «кредита Януковича» на сумму 3 миллиарда долларов. Покупка украинских ценных бумаг состоялась, несмотря на то, что правила инвестирования ФНБ не позволяли осуществлять операцию из-за высокого риска. Российское руководство сделало исключение, решение президент Путин объяснил тем, что Москва верит в Украину.
Еще одним достаточно смелым решением является финансирование проектов РЖД за счет средств ФНБ. Несколько лет назад железнодорожники получили из фонда 50 миллиардов рублей на модернизацию БАМа и Транссибирской магистрали. Кроме того, госкомпания получила еще 30 миллиардов рублей на покупку локомотивов. Средства компании были выделены после того, как в 2013 году президент Путин поручил вложить в инфраструктурные облигации до 100 миллиард рублей из средств ФНБ. В результате позже внушительные суммы, «связанные со структурами РЖД» были обнаружены в разных активах, включая квартиры родственников хорошо известного общественности полковника МВД Дмитрия Захарченко.
Видимо, сейчас глава Счетной палаты призывает Кремль пересмотреть прежнее фривольное отношение к деньгам из «бюджетной кубышки». Выступая недавно перед депутатами Госдумы, Кудрин среди прочего напомнил историю создания в 2004 году резервного фонда. Чиновник отметил, что у решения были противники, призывающие тратить нефтегазовые доходы и не откладывать средства на черный день. Однако история минувших 10 лет показала, что замысел полностью оправдал себя.
Опасения главы Счетной палаты, связанные с растратой средств ФНБ на сомнительные проекты, вряд ли приведут к прямым последствиям. К такому мнению склоняются эксперты. Доцент кафедры фондовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов отмечает, что вряд ли заявление Кудрина будет полностью проигнорировано. Вполне вероятно, что в будущем к вопросу выбора проектов, в которые инвестируются средства ФНБ, власти будут подходить осторожнее, чтобы лишний раз не привлекать внимание аудиторов из Счетной палаты.
Аналитик Алексей Коренев объясняет, что глава Счетной палаты выступает за наполнение ФНБ активами высокого качества, поскольку фонд является основным резервом на случай негативного развития событий во внешнеполитической конъюнктуре или возникновения серьезных внутриэкономических проблем в России. При наполнении фонда высоколиквидным резервами возможности преодоления негативных внешних и внутренних факторов с помощью ФНБ существенно возрастают. В то же время ориентированный на инвестирование во внутренние проекты фонд развития не обязательно должен обладать подобной гибкостью и может включать более рискованные активы.