По данным российских налоговиков, около 19 процентов компаний в прошлом году работали в убыток. Еще в 27 процентах случаев год предприятия завершили с нулевой прибылью, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
Федеральная налоговая служба представила данные о финансовых результатах 2,5 миллиона российских компаний. Публикация информации стала второй волной массового раскрытия данных о российском бизнесе. В 2016 году с этой информации был снят режим налоговой тайны. Оказалось, что почти каждая пятая компания является убыточной (до уплаты налогов). Такие выводы сделали эксперты РБК, основываясь на данных о доходах и расходах по бухгалтерской отчетности организаций за прошлый год.
По мнению экспертов, частично безрадостные результаты связаны с экономическим спадом, но в списке причин есть также налоговые махинации. Четверть компаний прошлый год завершили с нулевыми показателями (без доходов и расходов). В основном это предприятия, которые еще не закрыты, но собственникам своим уже не нужны.
Аналитики детально рассмотрели данные о предприятиях, доходы которых не превышают показатель 35 миллиардов рублей, поскольку результаты выше этого показателя могут указывать на ошибку в отчетности. Средний размер доходов компаний из списка налоговиков составляет 51,2 миллиона рублей, средние расходы – 50,2 миллиона рублей. Средний показатель прибыли до налогообложения у компаний с положительным финансовым результатом составляет 6 миллионов рублей. В случае нерентабельных предприятий средний убыток составляет 11,8 миллиона рублей.
Нередко убыток означает фальсификацию данных в отчетности.
У 474 тысяч компаний из общей численности 2,5 миллиона предприятий, сведения о которых раскрыли в ФНС, расходы превышают доходы. Поэтому можно сказать, что минимум 19 процентов российских компаний убыточны. При этом следует помнить, что ФНС не раскрывает информацию о стратегических предприятиях ОПК и крупнейших налогоплательщиках. Партнер Департамента по налогообложению и праву Deloitte Антон Зыков предполагает, что большинство этих компаний, скорее всего, являются недобросовестными игроками в бизнесе, предоставлении отчетности и уплате налогов.
В отдельных случаях речь идет о компаниях-однодневках, хотя в ФНС информируют о сокращении количества таких предприятий до исторического минимума. Управляющий партнер юридической фирмы «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик не исключает, что в список убыточных предприятий также попали компании, участвующие в налоговых махинациях, но процент их не очень большой. Вместе с тем, получение убытка по итогам годовой деятельности является одной из причин для повышенного внимания к компании со стороны налоговой, нередко представителей предприятия вызывают на специальную комиссию.
С другой стороны, убытки не всегда свидетельствуют о махинациях. Некоторые компании могли не выйти на уровень самоокупаемости из-за санкций, роста курса валют и общего экономического спада в России. Из-за указанных причин в список убыточных предприятий также могут попасть юридические лица, созданные под строительные проекты, замороженные впоследствии. Убыточными становятся и дочерние структуры иностранных предприятий, выручка которых не покрыла затраты из-за курсовой разницы и общего спада спроса.
По мнению Зыкова, подозрение должны вызывать не все юридические лица, которые понесли убытки. Скорее неоднозначно выглядят компании с мизерными оборотами. Он объясняет, что сложно представить себе действующий бизнес с выручкой в размере 10 тысяч рублей. Скорее в подобных случаях речь может идти о недобросовестной компании с фиктивной отчетностью. Также нередко подобные данные поступают от временно недействующих компаний, руководство которых должного внимания отчетности не уделяет. В любом случае данные ФНС позволяют говорить о более чем 14 тысячах компаний, доход которых в прошлом году не был нулевым, но показатель 10 тысяч рублей не превысил.
Также важно отметить, что данные бухгалтерской отчетности далеко не всегда можно напрямую использовать для каких-то выводов или предположений об уплате налогов предприятиями. Доходы и расходы могут быть указаны в бухгалтерском учете, но при определении базы по налогу на прибыль не учитываться. Случаются и противоположные ситуации – доходы и расходы признаны в налоговом учете, но не указываются в бухгалтерском.
В базе данных ФНС четверть компаний (621,4 тысячи предприятий) продемонстрировали полностью нулевую финансовую отчетность по доходам и расходам. В 741 тысяче организаций показаны нулевые доходы, ничего не потратили за прошлый год около 631 тысячи предприятий. Сравнение этих данных с информацией о численности сотрудников (опубликована ФНС в августе) показывает, что у 31 процента компаний с нулевой отчетностью нет ни одного работника, в штате у каждой второй (52 процента компаний) лишь один человек.
Александр Лемчик объясняет, что нулевая отчетность демонстрируется юридическими лицами с функциями владения и правообладания, которые не дают дохода. Однако большинство компаний с нулевыми показателями на самом деле прекратили деятельность. При этом юридические лица-учредители не запускают процедуру ликвидации, опасаясь налоговой проверки и лишних расходов. В подобных случаях компании бездействуют на протяжении 3 лет, чтобы исключить налоговые риски. После этого срока проверка, которая проводится при ликвидации компании и затрагивает трехлетний период, не может ничего обнаружить.