Проведенное исследование показало, что за последние 5 лет жертвами преступлений стали 18 процентов россиян. Далеко не все пострадавшие обратились в полицию, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
Лишь 48 процентов россиян, которые называют себя жертвами преступлений, сообщили о произошедшем в правоохранительные органы. В дальнейшем менее половины заявлений от жертв преступлений легли в основу уголовных дел. Такими оказались результаты всероссийского опроса, проведенного специалистами Института проблем правоприменения (ИПП) при Европейском университете Санкт-Петербурга. Аналитический обзор полученных результатов выполнили эксперты ИПП Алексей Кнорре и Кирилл Титаев.
В ходе опроса выяснилось, что жертвой преступления себя называет почти каждый пятый житель России. По мнению аналитиков, именно виктимизационные опросы позволяют более-менее объективно оценить уровень преступности в отдельном регионе или стране. Дело в том, что полицейская статистика не только содержит искаженные данные, но и не отражает преступлений, с информацией о которых граждане не обратились к правоохранителям. В то же время, данные о количестве обращений в полицию дают возможность более точно оценить работу правоохранительных органов, чем опросы о доверии к полицейским.
Результаты опроса подтверждают, что представления россиян о преступной деятельности не всегда совпадают с нормами Уголовного кодекса. Смысл исследования заключался в том числе в попытке выяснить, какие именно посягательства на свои права граждане считают преступлениями. По словам аналитиков, информацию такого рода должны учитывать представители государственной власти при разработке политики в направлении контроля преступности.
В полицию многие пострадавшие не обращаются.
Из общего количества 16,8 тысячи респондентов 1288 опрошенных сообщили, что за последний год были жертвами преступлений. Из этой группы людей 416 человек (32,2 процента) рассказали, что стали жертвами неоднократно. В ходе анализа полученных данных эксперты отсеяли ответы респондентов, которые, вероятно, не оценили ситуацию адекватно или «скорее риторически говорили о частотности преступлений, чем называли реальное количество правонарушений».
Исследователи определили, что за последний год в отношении 16 818 опрошенных было совершено 1862 преступления. Экстраполяция полученных результатов на все взрослое население России позволяет сказать, что против совершеннолетних в год было совершено 12,9 миллиона преступлений. По официальным данным Генпрокуратуры, 2017 году зарегистрировано чуть больше 2 миллионов преступлений.
Заданные жертвам в дальнейшем прямые вопросы позволили определить, что чаще всего (в 20 процентах случаев) пострадавшие сталкивались с кражами. На мошенничество и удаленное мошенничество (с помощью телефона или интернета) совокупно приходится 34 процента эпизодов. Грабежу и разбою подвергались 10 процентов опрошенных, еще 6 и 7 процентов участников исследования подвергались нападениям и угрозам соответственно.
Около 19 процентов правонарушений невозможно отнести к какой-либо определенной категории, но это не значит, что все эпизоды не были преступлениями. Социологи выяснили, что происшествия из этой категории реже всего выступали поводом для обращения к правоохранителям. По словам экспертов, речь в данном случае идет о событиях, которые объективно люди оценивают как преступления, но отстаивать свою позицию не готовы.
Физическое насилие применялось к жертвам в 11 процентах случаев. Около 68 процентов людей, причисливших себя к потерпевшим, понесли материальный ущерб, 59 процентов опрошенных рассказали, что в результате преступлений другие люди завладели их имуществом. В 46 процентах случаев материальным вредом опрошенные называли утрату наличных денег, еще в 25 процентах эпизодов речь шла о потере техники.
Не более половины людей, считающих себя жертвами преступлений, обращались в правоохранительные органы. Недоверие к полиции, как выяснилось, является лишь одной из причин молчания жертв. В случае кражи потерпевшие реже считают себя виноватыми, чем при мошенничестве. Около 75 процентов жертв удаленного мошенничества рассказали, что причиной преступления является их собственная оплошность. Свою вину в произошедшем видят 40-50 процентов жертв краж и грабежей, потерпевшие от нападений и угроз винят себя менее чем в 25 процентах случаев.
По факту кражи уголовные дела возбуждались в 35 процентах случаев, угрозы приводили к возбуждению уголовного дела только в 12 процентах эпизодов. Удаленные мошенничества, по данным экспертов, в 3 процентах случаев становятся предметом судебного разбирательства (около 17 процентов эпизодов, по которым возбуждено уголовное дело). Кражи рассматриваются в суде в 10 процентах случаев, на подобные дела приходится 30 процентов возбужденных уголовных дел.
До суда дошли 57 процентов уголовных дел по нападениям. Однако из всех нападений, которые пережили участники опроса, лишь 14 в процентах случаев произошедшее рассматривалось в суде. Вероятность получение жертвами имущественной компенсации составляет единицы процентов. Самой высокой вероятность возмещения ущерба является в случае грабежа или разбоя, но и в данной категории дел компенсацию пострадавшие получают лишь в 9 процентах эпизодов.