Российские чиновники стремятся минимизировать негативное влияние санкций на экономику государства. По словам экспертов, принимаемые меры возвращают современную Россию в советскую атмосферу, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
В советские времена на большинстве предприятий кроме отделов кадров существовали также отделы секретности. Задачей этих подразделений было обеспечение секретности, чтобы ни одна цифра (показатели объема производства, количество работающих и другие данные) не могла вылететь за ворота завода. В ожидании новых американских санкций российские власти рассматривают возможность расширения объема засекречиваемой информации о предприятиях. При сохранении существующих тенденций уровень корпоративной секретности увеличится, инвестиционная привлекательность при этом неизбежно снизится.
На протяжении длительного времени российские власти создавали атмосферу прозрачности на финансовом рынке. Сейчас чиновники вынужденно скрывают информацию о корпорациях, которая может помочь Вашингтону вводить против граждан и компаний вторичные санкции. Днями об этом заявил заместитель главы Минфина Алексей Моисеев.
Чиновник отметил, что Москва не может и не будет подставлять под риск ни в чем не повинные юридические и физические лица лишь потому, что они работают с теми, кого в Вашингтоне считают «неугодными». Поэтому через официальное и основное раскрытие Россия не будет давать «своим партнерам» эту информацию.
Моисеев рассказал о подготовке нескольких поправок в законы. После утверждения законодательных нововведений компаниям разрешат не раскрывать список инсайдеров и некоторые другие данные. По словам чиновника, предприятиям разрешат не раскрывать информацию, которая теоретически может негативно повлиять на их деятельность с точки зрения возможного введения санкций. Вместе с тем, компании будут по-прежнему отчитываться регулятору и уведомлять, что решение о засекречивании некоторых данных принято.
Заместитель министра признал, что компании не смогут засекретить весь список акционеров. Кроме того, предприятиям предстоит мотивированно объяснять регулятору, почему они решили о чем-то не сообщать. При этом нужно будет доказать связь скрытой информации с потенциальной угрозой расширения санкций.
Более детально рассказать, какие ограничения на раскрытие информации власти ввели ранее, чиновник отказался. Замглавы Минфина уточнил, что уже вышло около 20 правительственных распоряжений, посвященных этому вопросу. Все распоряжения правительства находятся под грифом «для служебного пользования».
Москва пытается обезопасить иностранных партнеров российских предприятий.
Раньше глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сообщил, что, опасаясь режима вторичных санкции Вашингтона, российские власти обсуждают возможность внесения поправок в законодательство. Речь идет об инициативах, которые ограничат доступ к информации о миноритарных акционерах компаний. По мнению Шохина, главная угроза от ограничений заключается не в расширении списка санкций. Действительно опасным является то, что санкции могут распространяться на партнеров российских компаний из европейских стран.
Глава правительства Дмитрий Медведев в свою очередь сообщил, что общий объем потерь Евросоюза от введенных ограничений уже составил около 100 миллиардов евро. Премьер-министр уточнил, что для России санкции не являются «вопросом жизни и смерти», поэтому Москва не будет уговаривать европейцев отменить ограничения. По его словам, европейские коллеги должны сами отказаться от поддержки санкций, в противном случае ограничения сохранятся. Медведев напомнил, что в условиях санкций СССР без особого вреда жил десятилетиями.
Аналитик Тимур Нигматуллин полагает, что в идее о сокрытии части корпоративной информации есть смысл, поскольку предоставленные самими компаниями ведомости об их холдинговой структуре и данные об акционерах упрощают задачу введения санкций. С другой стороны, подобные инициативы неизбежно приведут к снижению инвестиционной привлекательности. Предоставление компаниями меньшего объема информации о себе означает для инвесторов больше рисков, из-за чего стоимость активов снижается.
По утверждению аналитика, российские компании на сегодняшний день в среднем в 3,5 раза дешевле западных аналогов, что объясняется политическими рисками. Чиновники предлагают бизнесу добавить еще один фактор риска, который дополнительно снизит и без того невысокую стоимость предприятий. После внесения изменений в законодательство, прикрываясь санкциями, недобросовестные менеджеры или мажоритарные акционеры смогут закрывать информацию для остальных совладельцев. Также не исключено, что отдельные представители компаний могут проводить сделки с заинтересованными сторонами, которые нанесут ущерб другим акционерам.
Нигматуллин констатирует, что сейчас инвесторы знают, если актив покупает «токсичный» акционер. С учетом рисков инвесторы могут вовремя отказаться от актива. В случае закрытия информации инвесторы могут нести риск, даже не подозревая об этом. Любое закрытие информации эксперт называет негативным для рынка. В итоге законодательные нововведения могут не защитить владельцев компаний, но вполне способны нанести удар по инвестиционной привлекательности, которая является одним из ключевых факторов рыночной экономики.