Представители экспертной среды обсуждают перспективы отказа России от доллара. По словам Константина Корищенко, в теперешних условиях возможна лишь смена базовой валюты с доллара на евро, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Forbes.
Бывший зампред российского Центробанка, профессор, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко в публикации своего блога пишет, что каждый год аналитики, политики, журналисты и эксперты повторяют публично одни и те же вопросы. Они спрашивают, почему Россия, несмотря ни на что, продолжает держать международные резервы в иностранной валюте, включая доллар. Эксперты призывают власти отказаться от активного использования доллара в международных расчетах и вместо вывоза капитала накапливать его внутри страны с целью дальнейшего использования.
На самом деле, по словам эксперта, эти вопросы важны, но ответить на них сложно. Еще сложнее при обсуждении данных тем от дискуссии не перейти к популистским лозунгам. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с вывозом частного капитала. По предварительным оценкам Центробанка, за 11 месяцев текущего года профицит увеличился до 104,3 миллиарда долларов (за аналогичный период минувшего года 27,6 миллиарда долларов), а чистый отток капитала возрос до 58,5 миллиарда долларов (в предыдущем году 17,7 миллиарда долларов).
Интерпретируя указанные цифры, можно сказать, что Россия усердно продавала товары и услуги остальному миру и получила 104 миллиарда долларов, что в 4 раза больше, чем в предыдущем году. А «частные капиталисты» тем временем вывели из страны почти 60 миллиардов долларов. Это значит, что оттоком капитала можно считать средства, полученные в результате внешней торговли, но не приобретенные Центробанком.
При этом следует помнить, что результаты внешней торговли не равны текущему счету, а финансовый счет больше оттока капитала, но сути сложившейся в России ситуации эти нюансы не меняют. В любом случае «плавающий» курс рубля и большое положительное сальдо текущего счета (крупные доходы от экспорта) будут приводить к значительному оттоку капитала. С увеличением стоимости нефти соответственно будет расти и отток. Изменить ситуацию может реализация нескольких инициатив:
- осуществление экспорта преимущественно за рубли, что в современных условиях реализовать невозможно;
- выкуп всей «лишней» валютной выручки Центробанком. Следуя правилу «плавающего» курса, самостоятельно регулятор не может этого сделать. По поручению Минфина периодически Центробанк покупает валюту в ФНБ, но это отражается на динамике рубля. Кроме того, бюджетное правило постоянно критикуют эксперты;
- вывезенная валютная выручка может возвращаться в российскую экономику в виде капитальных вложений или займов. В результате статья «отток частного капитала» уменьшится. Вариант этот выглядит привлекательным, но сложно сказать, на каких счетах будут находиться средства и какие финансовые и промышленные активы в России можно сейчас купить за указанные деньги.
Евро восстанавливает позиции среди российских банков.
Очевидно, что ситуация с оттоком капитала изменится лишь тогда, когда государство начнет более активно изымать лишнюю валюту. Также улучшение возможно в случае, если зарубежные банки и компании найдут в экономике России привлекательные активы и начнут «привозить» иностранные деньги, снижая тем самым отток капитала.
В первом случае рубль обречен на ослабление из-за участия государства в долларизации. Второй вариант приведет к укреплению рубля, поскольку частный сектор будет поддерживать дедолларизацию. В данном контексте уместно оценит то, как российские банки участвуют в «валютном противоборстве», сохраняют ли верность доллару или стали менять собственную стратегию.
Как известно, реализация стратегии дедолларизации начиналась в России дважды – в 2002 и 2016 годах. К сожалению для россиян, процесс шел не в сторону рубля, а в направлении единой европейской валюты. Поэтому в сегодняшних условиях дедолларизация экономики на практике вместо перехода к множеству расчетных валют предусматривает смену долларов на евро.
На данном этапе среди российских банков евро восстанавливает свои позиции и приближается к максимальному показателю конца 2009 года (пик кризиса американского доллара). Поэтому при поиске ответов на вопросы, связанные с дедолларизацией, важно определить список целей. Для начала чиновникам следует справиться с оттоком капитала из России через механизм создания притока частного капитала. Для этого нужно как минимум вывести из летаргического сна приватизацию и одновременно ограничить рост госсектора в структуре экономики.
В результате спрос на рубли увеличится, поскольку за российскую валюту можно купить активы в стране. Тогда же можно перевести часть расчетов за экспорт на рубли. Активное использование рубля как валюты для расчетов и кредитования позволит Минфину и Центробанку вместо формирования валютных резервов сосредоточить внимание на организации международных расчетов и кредитов в рублях.
По словам эксперта, в сегодняшних геополитических обстоятельствах такое развитие событий выглядит сомнительной перспективой. С другой стороны, еще в середине прошлого десятилетия Россия добилась полной конвертируемости рубля, но сейчас остановилась на половине пути.