Аналитики из Российского совета по международным делам оценили итоги 2018 года и представили прогноз на следующий год. В документе сказано, что в 2019 году санкционное давление на Россию будет возрастать, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсантъ».
В Российском совете по международным делам (РСМД) подготовили доклад о международных ограничениях, введенных против России. Аналитики оценили итоги 2018 года и опубликовали прогноз на следующий год. Результаты исследования позволяют сказать, что в будущем санкционное давление на Россию будет увеличиваться. Степень давления при этом зависит от целого ряда факторов политических и правовых, рассмотренных в докладе.
Над докладом о санкционном воздействии работали программный директор РСМД Иван Тимофеев и эксперт совета Владимир Морозов. Они констатировали, что 2018 год прошел «в режиме эскалации антироссийских санкций» и предположили рост давления в следующем году. Базовую тенденцию эксперты описали как «самоусиление и самовоспроизводство санкций». Причинами аналитики называют накопленную правовую базу, низкую вероятность разрешения политических противоречий и высокую чувствительность к провокационным действиям и событиям. По мнению авторов доклада, в сложившейся ситуации последствия локальных и периферийных кризисов могут оказаться непропорционально высокими.
Обращают внимание эксперта на то, что в текущем году антироссийская санкционная политика приобрела несколько важных тенденций:
- антироссийские ограничения носят разноскоростной режим, постепенно усиливается разрыв в политике Вашингтона и Брюсселя в отношении России. В США антироссийские санкции увеличиваются экспоненциально, Евросоюз последовательно выполняет принятые ранее решения по «украинскому пакету», одновременно наращивает санкции ограниченно;
- действующие санкции прямо или косвенно влияют на российских партнеров, включая Китай и Индию. В странах-партнерах правительства и бизнес по-разному относятся к санкциям. Чиновники выступают с критикой ограничений, частный бизнес вынужденно приспосабливается к правилам, определенным в Вашингтоне, и в целом выполняет их;
- правительство России принимает меры по адаптации к санкциям. Возможности для функционирования иностранных компаний на российском рынке сохраняются. Одновременно Москва создает новые механизмы, позволяющие строить международные экономические связи в обход ограничений, правительство также использует точечные контрсанкции.
С другой стороны, предотвращение влияния на Россию санкций с учетом значительной асимметрии экономических потенциалов является сложной задачей. Страны-инициаторы санкций в большинстве случаев имеют более сильную экономику. Кроме того, влияет на ситуацию доминирование США в мировой финансовой системе;
- увеличивается давление санкции Вашингтона на другие государства. В качестве примера можно назвать выход США из иранской ядерной сделки, после которого санкции против Тегерана вновь начали действовать. В этом контексте хорошо видны разногласия между США и Евросоюзом. В Брюсселе принимают меры, направленные на защиту бизнеса из стран Евросоюза, а также рассматривают возможности принятия долгосрочных решений, чтобы увеличить долю евро в мировых расчетах;
- крупный международный бизнес выполняет требования американских регуляторов и законодательства о санкциях, независимо от страны происхождения компании и политической позиции национальных правительств. По-прежнему в руках США остается мощный рычаг воздействия на бизнес через использование санкций;
- возрастает уровень политической неопределенности, в рамках которой кризисные ситуации обостряются. Кризисы в свою очередь порождают новые санкции, особенно при низкой эффективности дипломатии и ограничении возможностей по применению военной силы. Уязвимость к локальным кризисам можно оценить на примере «дела Скрипалей», применения в Сирии химического оружия, и инцидента в Азовском море. Как показывает практика, уязвимость приводит к «автоматизации» политики санкций.
Факторы риска в следующем году сохранятся.
В докладе сказано, что санкционное воздействие на Россию в 2019 году будет определяться политическими и правовыми факторами. Среди правовых факторов внимания заслуживают нормативные документы, существование которых предполагает введение ограничений в следующем году. Соответствующие законодательные инициативы рассматриваются в Вашингтоне, ответные шаги Москвы также нередко оказываются достаточно болезненными для российской экономики.
В числе политических факторов авторы доклада упоминают ситуацию в Украине, включая риск эскалации конфликта на Донбассе, провокаций в Азовском и Черном морях, а также на административной границе с аннексированным Крымом. Базовый прогноз на следующий год предполагает ухудшение взаимоотношений между Москвой и Киевом. Основные риски для России связаны с ближневосточным регионом. Неприятностями может обернуться ситуация в Сирии, в том числе вероятность провокаций с использованием химического оружия.
Характер санкционной политики также зависит от внутренней ситуации в США и Евросоюзе. Эксперты ожидают новых американских санкций против российского энергетического и финансового секторов, чему способствует дискуссия об импичменте действующего президента Трампа и старт в конце 2019 года избирательной кампании. Также высокой эксперты считают вероятность нового «дела Скрипалей» в 2019 году.