Основными источниками потенциальных проблем в 2019 году российские экономисты называют внешние факторы, в том числе стоимость нефти, поведение инвесторов и санкции. Однако существуют и внутренние риски, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-би-си.
Опрошенные журналистами эксперты утверждают, что российская экономика в 2019 году главные проблемы может испытывать в результате воздействия внешних факторов, среди которых санкции, цены на нефть и поведение инвесторов. Главным внутренним риском экономисты называют правительственные реформы. Экспертам сложно понять, как власти планируют ускорять экономический рост. Более того, экономисты не могут определить, как на темпы роста повлияют принятые ранее решения, к примеру повышение НДС.
Вместе с тем, даже в ситуации, когда ни один из рисков не материализуется, эксперты не ждут прорывного роста экономики. Специалисты «Эксперт РА» ожидают роста ВВП на уровне 1,4 против 1,8 процента в 2018 году. Аналитики Райффайзенбанка прогнозируют рост экономики на 1,5 процента, что хуже ожиданий на предыдущий год. Каждый из факторов риска эксперты оценили отдельно:
- 8 из 9 опрошенных экономистов в списке факторов назвали вероятное введение Вашингтоном новых санкций. В конгресс внесен соответствующий законопроект, рассмотрением которого американские политики пообещали заняться весной. Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах констатирует, что к нынешним санкциям российская экономика адаптировалась, но из-за ужесточения ограничений рост ВВП может составить всего 0,5 процента, а российская валюта обвалится до отметки 77 рублей за доллар.
Экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов основным риском называет не новые санкции, а появление у западных лидеров «свежих идей» насчет ужесточения антироссийских мер. Аналитики Bank of America Merrill Lynch полагают, что после принятия решения по санкциям ситуация улучшится, поскольку определенность намного лучше, чем ожидание. В докладе банка сказано, что многие инвесторы ожидают введения санкций против российского госдолга. Если такие санкции не будут введены, то напряжение снизится, для рынков это станет толчком к росту;
- неожиданное падение стоимости нефти вероятным считают 3 из 9 экономистов. Аналитики напоминают, что участники пакта ОПЕК+ договорились снижать добычу нефти, что окажет поддержку ценовым показателям. В итоге стоимость нефти может удержаться на относительно высоком уровне в ближайшие месяцы. С другой стороны, после заключения соглашения цены на нефть опускались ниже уровня 51 доллар за баррель. Достаточно нервно инвесторы отреагировали на данные об увеличении добычи и запасов в США, а также на информацию о замедлении темпов роста мировой экономики.
Дмитрий Куликов из АКРА напоминает, что на вторую половину текущего года в США запланирован ввод значительного объема трубопроводных мощностей. Запуск трубопроводов увеличит количество сырой нефти, которую можно доставить из районов добычи. Это событие с высокой долей вероятности приведет к снижению стоимости нефти. Олег Кузьмин из «Ренессанс Капитал» убежден, что для российской экономики благоприятными являются цены на нефть выше 40 долларов за баррель. В такой ситуации инфляция останется под контролем, а экономика продолжит рост;
- замедление мировой экономики и начало рецессии в США Валерий Черноокий из РЭШ называет основным риском для российской экономики. Эксперт уточняет, что замедление может стать причиной снижения спроса на российский экспорт и привести к падению стоимости нефти. Актуальным риском для российской экономики на протяжении ближайших трех лет замедление роста в Китае называет Наталья Орлова из Альфа-банка.
На России экономические проблемы в Китае прямо отразятся через торговлю и снижение туризма, косвенно замедление роста китайской экономики приведет к падению цен на нефть. Дмитрий Куликов риском считает рецессию в США с вероятным всплеском финансовой нестабильности. Использование доллара в международных расчетах увеличивает вероятность распространения проблем на другие страны;
- продолжение торгового конфликта между США и КНР. Стороны договорились о временном перемирии, переговоры продолжаются. Однако если представителям Китая и США не удастся договориться, то Вашингтон повысит тарифы. Начальник аналитического управления департамента глобальных рисков в Сбербанке Ярослав Лисоволик утверждает, что в 2019 году проблема протекционизма сохранится, поскольку в мировой экономике пока отсутствует антидот для подобных сложностей.
По оценкам экспертов АКРА, продолжение торгового противоборства с США будет стоить Китаю 1-1,2 процента роста экономики, для Вашингтона конфликт может обернуться потерей 0,2-0,6 процента роста. В итоге конфликт может отразиться на спросе этих стран на экспортные товары. Станислав Мурашов объясняет, что на России торговое противоборство отразится через настроения инвесторов, вкладывающих деньги в развивающиеся страны;
- резкое снижение потребления в России возможно в случае, если повышение ставки НДС серьезно отразится на потребителях. Увеличение ставки налога может привести к временному всплеску инфляции выше 5 процентов и замедлению роста ВВП. Центробанк попытается сдерживать инфляцию, поэтому на снижение ставки рассчитывать не стоит.
Вполне возможно, что на фоне слабого роста ВВП бизнес начнет урезать зарплату граждан, в итоге по экономике пройдет цепная реакция. На сегодняшний день рост потребления поддерживает кредитование, но из-за ставок этот фактор также сойдет на нет. Главный экономист Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский не исключает, что в начале года из-за комбинации негативных факторов российская экономика окажется в технической рецессии. Основной прогноз банка предусматривает замедление ВВП до 1 процента в первом полугодии с последующим ускорением.