Специалисты российских Минфина и Центробанка пытаются найти способ превратить население в безотказного внутреннего инвестора. По словам экспертов, в карманах граждан власти ищут неиссякаемый источник денег, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Российские финансовые власти ищут возможность превратить население в безотказного внутреннего инвестора. В ведомствах стали много говорить о повышении финансовой грамотности, под которой, видимо, понимается навязывание гражданам услуг финансовых посредников. Основным призванием посредников является извлечение денег из-под матрасов и из валютных заначек. Кроме того, граждан будут отучать от сиюминутных трат. Однако в условиях экономического застоя сложно создать доходные инструменты или найти неиссякаемый внутренний источник финансовых ресурсов.
В понедельник в парламенте состоялись слушания, посвященные подготовке стратегического документа с описанием «Основных направлений развития российского финансового рынка на период 2019-2021 годов». В Центробанке планируют в рамках развития финансового рынка формировать доверительную среду, развивать конкуренцию, поддерживать финансовую стабильность, а также обеспечивать доступность финансовых услуг и капитала. При этом центром финансовой стратегии становится человек, обычный российский гражданин. В планах регулятора человек становится не только основным потребителем финансовых услуг, но и одним из главных источников «длинных денег».
Вопрос поиска внутренних инвесторов обсуждался на парламентских слушаниях. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина обратила внимание на то, что чрезвычайно низкой является доля участия институциональных инвесторов на финансовом рынке России. Главный российский банкир подчеркнула, что приток долгосрочных инвестиций является ключевым элементом экономического развития страны. Длинные деньги, по словам Набиуллиной, в первую очередь формируются институциональными инвесторами – пенсионными фондами и страховыми компаниями. Зарубежный опыт подтверждает, что сильные внутренние инвесторы обеспечивают устойчивость государств к восприятию внешних шоков.
Как известно, в пенсионных фондах и страховых компаниях накапливаются прежде всего средства граждан. Очевидно, что обсуждение перспектив активизации внутреннего инвестирования ведется не просто так. В Центробанке признают, что в последние годы из-за ограничения доступа к внешним рынкам капитала приток иностранных инвестиций существенно замедлился. Заместитель главы Минфина Алексей Моисеев отметил, что не ожидает прихода в Россию в какой-то прогнозируемый период большого количества хедж-фондов и других портфельных инвесторов из зарубежных стран.
Чиновники рассчитывают на внутренних инвесторов.
В создавшихся условиях, по утверждению замминистра, единственным способом развития финансовых рынков является привлечение внутренних инвесторов. Для этого чиновники намерены сделать финансовые рынки более доступными и понятными для розничных инвесторов. Комментируя вопрос выбора направлений развития финансового рынка, Моисеев основной теперешней целью назвал не только построение финансовой инфраструктуры, но и реализацию мер, направленных на «повышение доверия и грамотности населения».
Вместе с тем, власти все же пытаются внедрять новые финансовые инструменты. Прежде всего речь идет об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). В понедельник Эльвира Набиуллина сообщила, что работодатели могут принимать участие в финансировании добровольных взносов работников в ИПК, получая за это налоговые льготы.
Еще в 2016 году специалисты Минфина и Центробанка разработали концепцию об ИПК. Идея заключается в том, что вместо работодателя взносы на накопительную пенсию может осуществлять сам работник, отчисляя 6 процентов заработной платы. Одна из возникших громких дискуссий касалась вступления граждан в систему ИПК. В Минфине и Центробанке предлагали механизм автоматического включения (автоподписка), Минтруд выступал против. Позже принцип автоподписки заменили механизмом авторегистрации, хотя разница между двумя способами минимальная.
В подготовленном стратегическом документе Центробанка вполне конкретные предложения соседствуют с довольно абстрактными рассуждениями. В качестве примера можно указать подраздел с описанием прогнозируемых изменений ожиданий потребителей финансовых услуг. В этой части документа аналитики Центробанка постепенно переходят к оценке поведения так называемых миллениалов (граждан, рожденных в период с 1980 по 2000 год). Эксперты сообщают, что люди из данной возрастной категории демонстрируют сравнительно высокую активность в формировании накоплений, но большинство из них вкладывает свободные денежные средства в получение впечатлений, что не всегда ориентировано на перспективу.
Судя по всему, на сегодняшний день российские власти пытаются найти способ заставить граждан вложить деньги в какой-то вариант кубышки в ситуации, когда многие финансовые инструменты в России успешно себя дискредитировали. Ответом финансовых властей на вопрос является предложение о создании «условий для развития индивидуальных пенсионных планов». Тот же ИПК, видимо, входит в эту категорию.
С другой стороны, отдельные инициативы чиновников больше похожи на красивое сотрясание воздуха. К подобным предложениям можно отнести проект, предусматривающий «учет поведенческих иррациональностей при защите прав потребителей» и повышение прозрачности механизма ценообразования на финансовом рынке. Также в Минфине и Центробанке предлагают создать «дружественную среду для использования технологий» и найти новые способы защиты потребителей от технологических рисков.