Федеральная антимонопольная служба планирует получить доступ к информации о клиентах банков. Необходимые поправки в законодательство ведомство уже подготовило, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсантъ».
Руководство Федеральной антимонопольной службы намерено добиваться получения правового основания для доступа к данным клиентов российских банков. Необходимые для этого поправки в действующее законодательство служба уже подготовила. Законодательная инициатива обосновывается необходимостью обнаружения картельных сговоров компаний.
На сегодняшний день антимонопольная служба имеет право требовать информацию, исходя из положений закона «О защите конкуренции». С другой стороны, профильный для российских кредитных организаций закон «О банках и банковской деятельности» относит многие важные и нужные сведения к разряду банковской тайны. В результате по каждому эпизоду решение принимается лишь после судебного разбирательства, что неудобно обеим сторонам.
В беседе с журналистами о подготовке специалистами ФАС законопроекта рассказал заместитель начальника управления ФАС по борьбе с картелями Дмитрий Артюшенко. Речь идет о законодательной инициативе, предусматривающей внесение поправок к закону «О банках и банковской деятельности». После утверждения закона ФАС будет внесена в перечень лиц, которым при получении соответствующего запроса кредитные организации будут обязаны раскрывать банковскую тайну.
По словам чиновника, при доказывании антиконкурентных соглашений ФАС среди прочего необходима информация о движении денежных средств по счетам компании. Систематически в рамках проведения каждого антикартельного расследования ФАС направляет в банки запросы. Отвечая на вопрос журналистов, в Центробанке сообщили, что специалисты регулятора рассмотрят инициативу после ее поступления.
Банкиры оказались в незавидном положении.
Полномочия для получения в банках необходимой информации после отправки запроса ФАС дает профильный закон «О защите конкуренции». Сотрудников антимонопольной службы закон наделяет широкими полномочиями, в том числе позволяет запрашивать у лиц, участвующих в деле, «документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме», необходимые для разрешения вопросов, возникающих при рассмотрении заявления или материалов. Этот же закон обязывает широкий круг лиц в установленный службой срок предоставлять запрашиваемую информацию.
С другой стороны, работающие в России банки руководствуются законом «О банках и банковской деятельности». В статье 26 данного документа содержится закрытый перечень государственных органов, которые могут быть допущены к банковской тайне. Банки обязаны в ответ на мотивированные запросы раскрывать информацию о клиентах. В списке указаны суды, налоговики, и даже внебюджетные фонды, ФАС в перечень не входит.
В конце текущего года доступ к банковской тайне получат следственные органы, в МВД подготовили соответствующий законопроект. Как и ФАС, МВД предлагает включить дознавателей в перечень должностных лиц, имеющих право запрашивать в банках нужные сведения. Пока поправки в закон не внесены, банки фактически находятся между молотом и наковальней. Ответ на запрос ФАС, как и отказ в предоставлении информации неизбежно приведут к нарушению одного из законов.
Дополнительно осложняет ситуацию и то, что нигде не указана информация о том, какой именно объем данных вправе запрашивать антимонопольная служба. К примеру, в споре ФАС и Связь-банка, который в ближайшие дни рассмотрит коллегия Верховного суда по экономическим спорам, служба запросила в финансовом учреждении полную выписку по счетам клиента за 2 года и 9 месяцев с указанием контрагентов и наименований операций.
Генеральный директор юридической компании «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина объясняет, что по сути, закон о защите конкуренции позволяет антимонопольной службе запрашивать информацию в любом объеме и без каких-либо ограничений. В итоге нередко ФАС пытается получить и первичные документы. В этом случае объем предоставляемых бумаг может измеряться тоннами.
Участники рынка отмечают, что предлагаемые антимонопольной службой поправки добавят работы банкам, но по сути своей для рынка инициатива является скорее благом. Директор юридического департамента Юникредит-банка Наталья Окунева объясняет, что сейчас многие банки в ответ на запросы ФАС предоставляют документы, опираясь на закон о конкуренции. Внесение поправок в банковский закон четко сформирует перечень лиц, которым кредитные организации смогут раскрыть банковскую тайну, и не оставят при этом места для претензий со стороны регулятора или клиентов.
Пока единственной надеждой на временное урегулирование ситуации является ожидаемое решение Верховного суда. Вердикт может на уровне судов закрепить единый подход, раньше подобные прецеденты уже были. Партнер Taxology Алексей Артюх напоминает, что несколько лет назад велась дискуссия о целесообразности предоставления по запросу налоговой информации о банковских клиентах, в отношении которых проверка не проводится (о контрагентах проверяемого лица). Судебная практика стала складываться в пользу ФНС, сейчас также вопрос можно считать решенным.