Заместитель главы российского Минфина Сергей Сторчак сообщил о нежелании ведомства инвестировать резервы внутри России. Экономика государства теряет привлекательность для Министерства финансов, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Российский Минфин выступает против инвестирования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) внутри страны. Судя по всему, экономика России становится все менее привлекательной не только для иностранных инвесторов, но и для финансового ведомства. Деньги, изъятые из российской экономики с помощью бюджетной консолидации, сопровождаемой ростом налогового бремени и пенсионной реформой, в результате будут инвестированы в развитие иностранных экономик. В Минфине происходящее объясняют иначе. Замминистра заявил, что финансовое ведомство планирует построить «мостик» между национальной промышленностью и зарубежными проектами.
Как известно, утвержденный ранее план предусматривает, что после достижения ФНБ размера 7 процентов ВВП Минфин будет заниматься поиском возможности инвестирования резервных средств. В ведомстве предпочитают вкладывать деньги в зарубежные проекты и выступают против инвестирования средств фонда в России. Информацию об этом во вторник озвучил замглавы министерства Сергей Сторчак.
По словам чиновника, необходимым в министерстве считают формирование зарубежных активов, способных обеспечить сохранность и рост ФНБ. Такой подход заместитель министра назвал «одним из вариантов, над которым можно работать».
Заключение Счетной палаты на проект бюджета позволяет предположить, что в конце 2019 года в ФНБ будет накоплено около 8 триллионов рублей, что составляет приблизительно 7,5 процента ВВП. К концу 2021 года сумма средств в фонде превысит показатель 14 триллионов рублей (около 12 процентов ВВП). Раньше Минфин сообщил, что в начале января текущего года в ФНБ было приблизительно 4 триллиона рублей (3,8 процента ВВП). В бюджетных проектировках указано, что за 2019 год в фонд будет направлено около 4 триллиона рублей за счет «дополнительных нефтегазовых доходов».
Условные «дополнительные» деньги в государство поступают благодаря тому, что нефть продается по цене выше определенного ранее уровня отсечения. Фактически средства в рамках бюджетного правила изымаются из экономики. В дальнейшем финансовые ресурсы используются для покупки валюты, которая в свою очередь накапливается в резервах.
Именно покупка иностранных денег является одной из основных статей расходов. На социальную политику правительство тратит больше всего средств, приобретение валюты занимает второе место. С точки зрения формирования резервов подобную трату средств можно назвать вполне оправданной, но пополнение ФНБ не способствует развитию экономики.
Чиновники считают зарубежные проекты более перспективными.
Представители пресс-службы Минфина объяснили, какую мысль пытался донести до общественности заместитель министра. В ведомстве отмечают, что при принятии решения об инвестировании средств ФНБ после достижения им 7 процентов ВВП важно не нарушить один из ключевых принципов формирования фонда. С учетом того, что в фонде накапливаются конъюнктурные деньги (доход от продажи нефти), внутри страны, в том числе для наращивания расходов, использовать средства нежелательно.
В финансовом ведомстве убеждены, что увеличивать объем инвестиций за счет конъюнктурных доходов следует очень осторожно. Крайне рискованным мероприятием, по оценкам специалистов министерства, является вложение средств в большой проект, где существует риск потери средств, поскольку подобные решения могут нанести вред макроэкономической стабильности. Вложение денег пресс-служба Минфина называет очень тонким вопросом, в обсуждении которого должны принимать участие специалисты разного профиля, в том числе макроэкономисты.
Кроме того, в пресс-службе Минфина уточнили, что позиция ведомств по данному вопросу лишь формируется. Не исключено, что возможности разумного использования ресурсов Минфин будет искать совместно с Минэкономразвития и Минпромторгом. Среди прочих вариантов будут рассматриваться перспективы инвестирования в проекты за рубежом.
В то же время, по словам представителей Минфина, при реализации проектов за рубежом нужно понимать, что приобретение иностранного оборудования является неразумным решением. В любом случае за счет резервов чиновники будут пытаться оказать поддержку отечественному товаропроизводителю. Поэтому оптимальным решением в ведомстве Антона Силуанова считают строительство «мостика» между зарубежными проектами национальной промышленностью в России.
Публичная риторика и инициативы представителей власти позволяют сказать, что в правительстве давно зреет идея об инвестировании изъятых из экономики денег в зарубежные проекты. Осенью минувшего года появилась информация о предложениях Минэкономразвития, которое считает нужным расширение возможностей инвестирования за рубежом средств ФНБ. Сообщалось, что инициативу поддержал президент Путин. Однако опыт показывает, что финансовая подпитка иностранных экономик нередко заканчивается для России потерями. Так называемый «долг Януковича» и активная помощь венесуэльского президенту Мадуро являются довольно красноречивыми доказательствами.