Около 20 процентов российского ВВП в прошлом году сформировал теневой сектор экономики. Объем теневой экономики превысил расходную часть федерального бюджета, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
Почти 20 процентов прошлогоднего российского ВВП приходится на теневой сектор экономики. Объем теневой экономики в прошлом году достиг показателя 20,7 триллиона рублей. Соответствующие данные указаны в предварительной оценке Росфинмониторинга. Объем теневого сектора в российской экономике снижается. Специалисты финансовой разведки напоминают, что в 2015-2016 годах на теневой сектор приходилось 28 процентов российского ВВП.
Оценка теневого сектора указана в проекте документа Росфинмониторинга с данными анализа уровня соответствия российской экономики рекомендациям ФАТФ (международная Группа разработки финансовых мер по противодействию отмыванию денег). В документе, с которым удалось познакомиться журналистам, говорится, что в 2016 году объем теневого сектора составил 28,3 процента ВВП (24,3 триллиона рублей). За 2017 год теневая экономика сократилась почти на 8 пунктов и составила 20,5 процента ВВП или 18,9 триллиона рублей. По предварительной оценке, в минувшем году в российском ВВП на теневой сектор приходится около 20 процентов.
По данным Росфинмониторинга, размер теневой экономики составляет более 20 триллионов рублей, что больше всей расходной части федерального бюджета на текущий год (около 18 триллионов рублей) и в три раза больше годовой выручки «Газпрома» (за 2017 год выручка компании составила 6,5 триллиона рублей). Кроме того, объем теневого сектора превышает треть всех денежных доходов россиян в прошлом году.
Не исключено, что резкое сокращение теневой экономики за 2017 год объясняется не только реальным снижением скрытой и нелегальной активности граждан. Изменение методики Росфинмониторинга также играет некоторую роль. Дело в том, что часть теневой экономики перестала считаться таковой. Представители финансовой разведки отмечают, что в последние годы объемы подозрительных средств, которые выводятся за рубеж, существенно снизились. Также заметно сократился объем поступления теневых финансовых потоков из других стран.
Методология оценки теневого сектора в документе не указана. Однако известно, что Росфинмониторинг включает в теневую экономику следующие явления:
- серый импорт (нелегальный ввоз товаров с занижением размера импортных пошлин с помощью недостоверного декларирования);
- сокрытие доходов для снижения налоговых и таможенных платежей;
- выплата серых заработных плат.
Также в Росфинмониторинге отмечают, что для вывода преступных доходов в другие страны нелегальные экономические агенты довольно активно используют фиктивную внешнеэкономическую деятельность. Средства выводятся за рубеж по специально созданным сложным схемам. Для расслоения и транзита финансовых потоков используется огромное количество счетов «фирм-однодневок», открытых в разных банках. Перечисление денег за рубеж осуществляется преимущественно в виде внешнеторговых сделок (фиктивная поставка товаров или операции по купле-продаже ценных бумаг).
Бизнес уходит в тень из-за коррупции.
Научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ Юрий Нисневич констатирует, что основным фактором, который определяет масштаб теневой экономики в России, является коррупция. Также на ситуацию влияют высокие налоги и избыточное государственное регулирование. От чрезмерного внимания государства бизнес пытается «уйти в тень», выплачивая заработные платы в конвертах.
В проекте доклада Росфинмониторинг ссылается на данные Росстата по объему теневой экономики. В статистическом ведомстве полагают, что в 2017 году размер теневого сектора экономики страны составлял около 16 процентов. В финансовой разведке объясняют, что для расчета доли теневой экономики Росстат обычно использует оценку доходов от разрешенных законом скрытых и неофициальных видов экономической деятельности. Это значит, что статистика учитывает скрытую и неформальную экономику, но не включает оценку нелегального бизнеса.
В январе 2018 года эксперты МВФ опубликовали межстрановое исследование, в котором оценили динамику объема теневой экономики в разных государствах с 1991 по 2015 год. В свою оценку аналитики также не включали нелегальную или криминальную деятельность. По данным МВФ, в России уровень теневой экономики оказался выше официальных оценок – 33,7 процента ВВП за 2015 год. Российский показатель больше среднего уровня по 158 государствам (27,8 процента ВВП).
В российском статистическом ведомстве информируют, что в конце сентября минувшего года в экономике страны неформально занятыми были 14,9 миллиона человек (приблизительно 20,4 процента общей численности занятых граждан). При этом так называемый скрытый фонд оплаты труда (заработные платы, выплачиваемые в конвертах и в неформальном секторе) в 2017 году составил около 10,9 триллиона рублей или 11,8 процента ВВП государства.
На сегодняшний день специалисты Росфинмониторинга завершают подготовку к четвертому раунду оценки со стороны ФАТФ. Аналитики организации определят техническое соответствие государства рекомендациям и степень эффективности работы власти по противодействию отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма.