До сих пор многие россияне не оправились от сильного удара последнего кризиса. Прошлогодний предвыборный рост заработных плат на общую картину уже не влияет, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Forbes.
Обозреватели Татьяна Евдокимова и Григорий Жирнов в своей публикации пишут, что потребительская активность в России остается слабой. По итогам минувшего года товарооборот розничных торговых предприятий оказался ниже докризисного показателя на 10,8 процента. Падение покупательной способности после 2014 года является настолько сильным, что в 2015-17 годах впервые за 10 лет расходы россиян на покупку продуктов питания превысили затраты на непродовольственные товары.
В периоды потребительского бума (2000-2008 и 2010-2041 годы) рост потребления непродовольственных товаров выступал основным источником увеличения потребительской активности. На сегодняшний день объем покупки непродовольственных товаров не влияет на общие показатели активности в розничной торговле. После повышения ставки НДС и ослабления национальной валюты индекс потребительской активности снизился до минимального показателя с 2016 года.
После кризиса 2014 года потребительская активность восстанавливается гораздо медленнее, чем после предыдущего кризиса 2009 года. Не способствует улучшению ситуации и сильная динамика роста заработных плат, фиксируемая официальной статистикой. Причиной являются падающие пятый год подряд реальные доходы населения. Доходы граждан в свою очередь сокращаются из-за снижения прибыли от предпринимательской деятельности. Также меньше доходов приносит собственность и вклады. Обязательные платежи, в том числе налоги, тем временем увеличиваются.
Частично компенсирует падение реальных доходов резкое ускорение розничного кредитования. По данным Центробанка, темпы роста кредитования с 2017 погода года исчисляются двузначными цифрами. В результате за прошлый год впервые с 2013 года объем новых привлеченных потребительских кредитов превысил стоимость обслуживания прежних обязательств населения. Кредитование позволило предотвратить более сильное падение потребительской активности, но оказалось недостаточным для восстановления потребления. На сегодняшний день долговая нагрузка является приемлемой и далека от пиковых показателей 2014 года. Однако существуют риски роста нагрузки в случае, если при слабой динамике доходов населения продолжится активное наращивание кредитования.
На потребительской активности рост НДС не отразился.
Пока остается умеренной реакция показателей потребления на повышение ставки НДС. Возможно, российская ситуация будет развиваться не так, как это было в Германии и Японии после повышения НДС. Примеры других стран показывают, что ожидания роста налога нередко выступают причиной опережающего роста потребления непродовольственных товаров перед увеличением ставки. Затем в данном сегменте потребительская активность снижается на срок около двух лет.
В России подобные эффекты проявляются слабо. Перед повышением ставки налога опережающий рост потребления товаров непродовольственной группы оказался минимальным. Особенности реакции россиян на повышение НДС можно объяснить слабой динамикой доходов. Из-за этой причины население, судя по всему, предпочитает не передвигать покупки на более ранний срок, а отказываться от приобретения некоторых товаров.
Среди долгосрочных факторов, которые ограничивают потенциал потребительской активности, можно назвать старение населения, высокий уровень неравенства и растущую бедность. В посткризисный период степень неравенства в России несколько снизилась – с 15,8 раза в 2013 году до 14,1 раза в 2017 году сократилось соотношение средней заработной платы 10 процентов самых богатых и бедных работников.
Вместе с тем, на 20 процентов населения с максимальным доходом по-прежнему в России приходится около 40 процентов объема потребительских расходов. В зависимости от уровня дохода сильно отличается структура потребительских расходов. Затраты на питание и оплату услуг ЖКХ лишь у 30 процентов россиян отнимают меньше 50 процентов доходов.
Способствует ограничению потребительской активности и негативно влияет на структуру потребления в государстве старение населения. Демографический прогноз Росстата до 2035 года предполагает, что с 25,4 процента в минувшем году доля россиян старшего возраста в общей численности населения увеличится до 30,1 процента к 2036 году. Исследования экономистов о влиянии демографии на потребительскую активность позволяют сказать, что рост доли пожилого населения снижает активность потребителей. При этом возрастает спрос на медицинские услуги и продукцию фармацевтической отрасли.
На сегодняшний день предвыборный цикл повышения заработных плат в России завершился, в ближайшем будущем россиян ждет снижение процентных ставок по вкладам и рост имущественных налогов. Это значит, что реальные доходы граждан и потребительская активность будут восстанавливаться медленно.
Еще одним примечательным моментом является внимание Центробанка к актуальным тенденциям в потребительском кредитовании и меры регулятора, направленные на предотвращение возникновения пузырей на этом рынке. В обозримой перспективе потребление вряд ли получит существенные стимулы. Поэтому возвращение на докризисный уровень возможно лишь к 2021-2022 годам.