Срок действия «топливного перемирия» истекает через несколько дней. Ситуация на рынке топлива может измениться из-за налогового маневра в нефтяной отрасли, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
В конце марта официально истекает срок действия соглашения российского правительства и нефтяников о замораживании цен на бензин. В ноябре минувшего года чиновники обязали руководство нефтяных компаний заморозить оптовые цены на бензин и дизтопливо до 31 декабря на уровне июня. С 1 января нынешнего года по конец марта нефтяники обязались удерживать рост стоимости топлива на уровне прогнозируемой инфляции. Из-за начала второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли на топливном рынке ситуация может измениться.
Росстат информирует, что в конце февраля и с начала марта стоимость бензина на АЗС почти не меняется, средняя цена составляет около 44 рублей. К примеру, в середине месяца литр бензина АИ-92 продавался по цене 41,7 рубля. Однако присутствуют в современной ситуации факторы риска, которые могут привести к дестабилизации.
В текущем году начата реализация второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли, введен налог на дополнительный доход. Демпфирующие механизмы, введенные для сдерживания внутренних цен на топливо, не удовлетворяют нефтяников, поскольку несут убытки компаниям. Потери российских нефтяников от продажи топлива на внутреннем рынке глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов оценил в 50 миллиардов рублей. Из них 15 миллиардов рублей приходится на потери, вызванные действием демпфирующего механизма.
Российский Минфин выступает против корректировки механизма. По мнению специалистов ведомства, нецелесообразно пересматривать механизм и корректировать его действие в пользу нефтяников и в ущерб государственного бюджета. Вице-премьер Дмитрий Козак обещал «пообсуждать» с нефтяниками все спорные вопросы.
Аналитики Института Гайдара и РАНХиГС в своем исследовании определили ключевые тренды в нефтяном секторе минувшего и текущего годов. Эксперты отмечают, что под влиянием первого этапа налогового маневра на топливном рынке наметились тенденции снижения производства и экспорта мазута. В результате объемы переработки нефти сократились, но значительно повысилась ее глубина. На фоне роста мировых цен в минувшем году нефтедобыча в России достигла максимального за постсоветский период показателя 556 миллионов тонн.
Суммарный объем экспорта нефти и нефтепродуктов в прошлом году составил 410 миллионов тонн. Это значит, что для продажи на внутреннем рынке предназначается около четверти добываемого сырья. Реализация первого этапа налогового маневра стимулировала углубление нефтепереработки и сокращение экспорта мазута. Начиная с 2010 года, глубина переработки нефтяного сырья постоянно увеличивалась.
В мониторинге экономической ситуации отмечается, что с 2014 по 2018 год выпуск бензина и дизельного топлива увеличился. При этом объем производства мазута сократился на 37,2 процента. В общем объеме добычи с 55,9 до 52,3 процента сократилась доля нефти, направляемой на переработку. Одновременно на 8,9 процента уменьшился экспорт нефтепродуктов.
Переработка нефти становится менее выгодной.
Эксперт Финансового университета и ФНЭБ Станислав Митрахович объясняет, что рост добычи обусловлен сделанными ранее инвестициями. Теперешние рекорды не следует воспринимать как тенденцию, которая сама по себе способна повторяться из года в год. В действительности без реформирования налоговой системы с созданием выгодных условий для работы нефтяников Россия неизбежно столкнется со снижением добычи. Компаниям придется тратить дополнительные деньги на ввод в эксплуатацию дорогих месторождений. Для выхода добычи хотя бы на уровень окупаемости государству придется предоставлять нефтяникам налоговые льготы.
По утверждению эксперта, результатом внедрения налогового маневра (увеличение налогообложения нефтяных компаний и снижение таможенных субсидии для переработчиков) станет превращение переработки в невыгодный род деятельности. На фоне роста акцизов на нефтепродукты и запрета на повышение цен в розничной сети выгода от переработки нефти еще больше снижается. Поэтому правительство пытается компенсировать нефтеперерабатывающим предприятиям часть убытков, используя сложные схемы демпфера и обратного акциза.
Вместе с тем, сложные и запутанные схемы нефтяников все равно не устраивают. Бизнес в любом случае будет требовать разрешения на повышение цен до уровня экспортных рынков или внесения корректив в формулы расчета демпфера и обратного акциза. Это значит, что в ближайшем будущем споры нефтяников и чиновников о стоимости топлива возобновятся.
Ведущий аналитик по корпоративным рейтингам в «Эксперт РА» Филипп Мурадян полагает, что завершение налогового маневра представляет собой нейтральное для нефтеперерабатывающей отрасли в целом событие. На потребительских ценах на топливо данный фактор не должен отразиться.
С другой стороны, демпфирующий механизм на топливном рынке для нефтеперерабатывающих предприятий может выступать аргументом в пользу повышения действительных центр реализации. В конечном счете, по мнению аналитика, механизм будет отменен, его заменит установление плавающего акциза на топливо.