«Дело Скрипалей» может негативно отразиться на устойчивости российской банковской системы. По словам экспертов, российским гражданам придется заплатить за инцидент в Солсбери из собственного кармана, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Аналитики Bloomberg обсуждают вероятность очередного ужесточения антироссийских санкций. По их мнению, новый виток санкций может привести к введению дополнительных ограничений для российского банковского сектора. Судя по всему, банковские санкции в Вашингтоне рассматриваются не только в рамках обсуждения законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (DASKA-2019). Опыт «Еврофинанс Моснарбанка» показывает, что российскую финансовую систему новые санкции могут застать врасплох.
Анонимные собеседники сообщили журналистам Bloomberg о подготовке проекта новых антироссийских санкций в связи с инцидентом в британском Солсбери. По информации анонимных источников, законопроект успешно прошел согласование в американских Минюсте и Госдепартаменте, сейчас инициатива ожидает одобрения Белого дома. Основная новость заключается в том, что пакет санкций включает меры в отношении банковского сектора России.
Информагентства в свою очередь обращают внимание на то, что американские власти до сих пор официально не заявили о готовности нового пакета ограничений. Кроме того, отсутствует информация о том, как долго новые санкции будет рассматривать Белый дом. Однако известно, что введение новых санкций против России рассматривается в рамках американского закона от 1991 года, предусматривающего контроль над химическим и биологическим оружием и запрет его применения.
Параллельно американские законодатели работают над законопроектом DASKA-2019. Инициатива предполагает введение санкций против российских финансовых институтов, «поддерживающих усилия по подрыву демократии в других государствах». Также в документе упоминается запрет на сделки, связанные с новым суверенным долгом России.
Под первый раунд санкций в рамках «дела Скрипалей» попали поставки в Россию всех «чувствительных» товаров и технологий, имеющих отношение к сфере национальной безопасности США. Введен запрет на поставку в страну электроники, компонентов и технологий, применяющихся в нефтегазовой отрасли. При этом Вашингтон предусмотрел несколько исключений из режима санкций (пассажирские авиаперевозки, космическая отрасль и программы по оказанию помощи России и российскому народу). Указанные санкции вступили в силу в конце августа минувшего года. Практически сразу журналисты начали обсуждать содержание следующих ограничений. Раньше настолько явно банковский сектор России не фигурировал в «химических» санкциях.
Санкции могут отразиться на всех россиянах.
Осенью минувшего года глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что санкции сами по себе вызывают негативный эффект, ограниченный во времени. По ее словам, в конечном итоге экономика и банковская система адаптируются к ограничениям. Председатель регулятора напомнила о необходимости присутствия в стране набора инструментов, которые позволяют сохранять финансовую стабильность, и готовности к усилению давления.
В феврале текущего года глава российского Минфина Антон Силуанов прокомментировал обсуждение в Вашингтоне законопроекта DASKA-2019. Министр назвал санкции неприятными, но напомнил о создании в России необходимой базы для реакции на ограничения. Опыт показывает, что далеко не всегда банкирам удается минимизировать влияние санкций.
В качестве примера можно рассмотреть последствия введения санкций против российско-венесуэльского банка «Еврофинанс Моснарбанк». Членство банка в платежных системах Visa и Mastercard было приостановлено в минувшем месяце из-за санкций. В результате карты, выданные банком в России и за границей, были заблокированы. ТАСС напоминает, что среди прочего начали действовать ограничения в приеме карт в устройствах банка.
В случае если Вашингтон введет полноценные санкции против российского банковского сектора, проблемы начнутся не только у абстрактных с точки зрения среднестатистических граждан финансовых институтов. На самом деле пострадают от санкций все россияне. Эксперт Илья Жарский предупреждает, что крупным российским госбанкам могут запретить осуществлять расчеты в долларах США. Это ограничение ударит по экспорту еще сильнее, чем обычный запрет на поставки в Россию отдельных товаров или услуг, поскольку при закупке в других странах расчеты в основном осуществляются в долларах.
При негативном развитии событий, по словам эксперта, российские компании не смогут закупать за границей не только бытовую технику или аппаратуру. Под запретом окажется поставка лекарств, различных компонентов и другой продукции. Для банковского сектора запрет на расчеты в долларах или отключение от международной межбанковской системы Swift станет настоящим ударом. В итоге темп роста российской экономики может замедлиться до 0,5-0,8 процента в год.
С другой стороны, эксперт сомневается в том, что Белый дом заинтересован в настолько резком обострении конфликта. Скорее всего чиновники в Вашингтоне попытаются задержать и смягчить новый пакет санкций. Для российской валюты наличие постоянной угрозы станет еще одним аргументом, чтобы снизится до отметки 70 рублей за доллар и вернуться к нынешним показателям, когда угроза окажется не настолько страшной.