Большую часть своих доходов российские семьи тратят на еду и обязательные платежи. На культурный досуг среднестатистические россияне тратят значительно меньше, чем европейцы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Одной из ключевых тем, которые рассматриваются на Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ), являются расходы россиян и часто применяемые гражданами потребительские стратегии. Обнародованные перед стартом конференции материалы позволяют сказать, что эксперты сделали неутешительные выводы. Оказалось, что на еду российские семьи тратят от 30 до 40 процентов доходов семейного бюджета. Сложности с приобретением товаров длительного пользования возникают почти у 70 процентов россиян.
Исследования ученых показывают, что за минувшие 12 лет российские граждане нарастили расходы на культуру и отдых, но по их доле по-прежнему сильно отстают от европейцев. Роскошью для многих жителей страны являются медицинское обследование и дополнительное образование. В итоге большая часть российских граждан вместо развития постоянно пребывает в режиме выживания. На конференции, которая проходит с 9 по 12 апреля, об актуальной ситуации и существующих перспективах гостям мероприятия рассказывают исследователи из ВШЭ, МГУ и РАНХиГС. На официальном сайте конференции опубликованы материалы выступлений.
По утверждению экспертов, в основном российское население находится в режиме выживания. В совместном докладе профессор Наталья Зубаревич и доцент Сергей Сафронов из МГУ пишут, что за последнюю четверть века жители России заметно трансформировали структуру потребления. В 1990-е годы в структуре расходов значительно увеличилась доля затрат на покупку продуктов питания, что характерно для модели выживания. К концу периода экономического роста нулевых годов россияне перешли от модели выживания к развитию, доля расходов на продовольствие снизилась.
Сдвиг замедлился после кризиса 2009 года, в период начала нового кризиса (2014-2017 годы) фиксируется обратный процесс. Сейчас доля расходов на продукты питания в структуре затрат россиян увеличивается. По словам авторов доклада, в период с 2015 по 2017 год в большинстве российских регионов (63 субъекта) доля затрат на продовольствие в потребительских расходах составила от 30 до 40 процентов. На протяжении нескольких минувших лет фиксируется негативная тенденция – в середине нулевых и в начале 2010-х годов наблюдались более благоприятные периоды. Тогда лишь в 44 российских регионах население тратило на еду от 30 до 40 процентов своих расходов, в немногих регионах этот порог продуктовые траты превышали.
В период с 1998 по 2000 год в большинстве регионов страны (72 субъекта) в потребительских расходах на продуктовые траты приходилось от 45 до 65 процентов. Теперешняя ситуация явно лучше. Вместе с тем, исследователи уточняют, что ежемесячно россияне тратят деньги не только на продукты питания. Еще одной ключевой статьей расходов населения являются различные обязательные платежи.
На культуру и отдых денег не хватает.
Научный сотрудник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов в своем докладе приводит основанную на результатах социологических исследований классификацию российских граждан на доходные группы по критерию потребительского благополучия. Население он предлагает делить на 6 групп.
При этом в первую группу включаются россияне, которым уровень доходов позволяет приобретать лишь необходимый набор базовых продуктов и не видящие перспектив повышения своего материального статуса. В конце минувшего года в этой группе находились 18 процентов россиян. В последнюю, шестую группу входят российские граждане, имеющие возможность без труда приобретать товары длительного пользования и не ожидающие снижения уровня жизни (28 процентов россиян в конце 2018 года).
Социологи определили, что сложности с покупкой товаров длительного пользования испытывают россияне, которые входят в первые четыре доходные группы. В совокупности это около 70 процентов граждан. Проблемой Дмитрий Логинов называет также суженное воспроизводство человеческого потенциала. Даже при наличии возможности оплачивать необходимые услуги (лечение заболеваний в острой форме, поступление в ВУЗ) большинство граждан по-прежнему не могут позволить себе переквалификацию, получение дополнительного образования, комплексное обследование в медицинских учреждениях или активный отпуск.
Исследователи из ВШЭ в свою очередь оценили ситуацию с расходами на культуру и отдых. Они определили, что за временной промежуток с 2004 по 2017 год в номинальном выражении расходы российских семей на организацию досуга и культурные мероприятия увеличились в 5,1 раза, в реальном выражении – в 1,8 раза. В общих расходах семейных бюджетов доля этих трат увеличилась с 5,9 до 6,4 процента, что объясняется изменением уровня благосостояния граждан. На пиковом показателе (7,4 процента) расходы находились в 2008 году, после чего последовал обвал.
Отмечают эксперты, что по сравнению со странами Евросоюза в России доля расходов граждан на культуру и отдых остается низкой. К примеру, в Великобритании на эти цели граждане тратят около 11 процентов своих доходов, в Австрии и Германии соответственно 10 и 9 процентов. Отдельные российские регионы постепенно приближаются к европейским показателям.
Российские чиновники часто в своих заявлениях обращают внимание на ощутимое по сравнению с 90-ми годами снижение уровня бедности, продовольственное разнообразие и относительную безопасность. Эти достижения, несомненно, можно назвать шагом вперед, но для полноценного развития доходов граждан недостаточно. Как показывают исследования, у многих россиян возникают сложности с доступом к потребностям высшего порядка.