В Госдуме приняты законопроекты об амнистии капитала. По мнению экспертов, российскому бизнесу за границей инициатива президента не поможет, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Forbes.
Соучредитель и старший партнер мультисемейного офиса ITS Wealth Management Алексей Илюхин в публикации своего блога пишет, что в России стартовала третья волна амнистии капиталов, которой предприниматели смогут воспользоваться до конца февраля следующего года. Условия амнистии немного жестче, чем в первых двух этапах. Внесенные коррективы позволяют сказать, что вместо легализации активов третья волна амнистии больше нацелена на привлечение в Россию капитала.
Во время принятия закона депутаты дискутировали о целесообразности третьей волны амнистии. Основными аргументами в пользу утверждения законодательной инициативы были возможность привлечь в Россию капитал и экономическая блокада, созданная антироссийскими санкциями. Кроме того, третья волна была личной инициативой российского президента Путина.
Правила амнистии изменились.
Утвержденный в третьем чтении закон требует возвращения в Россию капитала. Первоначальный вариант амнистии, принятый в 2015 году, также требовал репатриации имущества, пребывающего в странах, которые не обмениваются с Россией информацией. Затем требование о репатриации было отменено, возможно, из-за отсутствия для этого особых причин. Постепенно мировая экономика становится более прозрачной, исчезает необходимость в возврате активов для отслеживания доходов российских резидентов. Новые правила напрямую требует перевода в Россию активов, включая денежные средства. Пока непонятно, будет ли как-то отслеживаться дальнейшая судьба возвращенных средств.
На сегодняшний день сформировались вполне благоприятные условия для ужесточения требований к третьей волне амнистии. В рамках пакета мер появились также дополнительные нововведения в налоговом законодательстве. Для лиц, которые не были налоговыми резидентами России в минувшем году, но станут ими в текущем году, предусмотрено освобождение от уплаты НДФЛ в 2019 году прибыли контролируемых иностранных предприятий.
По словам эксперта, сложно предположить, для кого созданы эти послабления. Выглядит это решение как попытка создать дополнительный стимул для возвращения на родину не только активов, но и особо крупных налогоплательщиков. Речь идет о предпринимателях, которые в прошлом по тем или иным причинам решили покинуть Россию. Алексей Илюхин указывает на несколько причин ужесточения требований:
- начало активной работы так называемых правил-стандартов автоматического обмена информацией между налоговиками стран-участников (CRS). К системе автоматического обмена данными, к которой подключены более 100 государств, Россия присоединилась в минувшем году. Прошедшие амнистии среди прочего были возможностью внести коррективы в Кодекс об административных правонарушениях в части нарушения валютного законодательства.
Коррективы были внесены 5 лет назад. Информация, предоставляемая банками в рамках CRS, грозит большинству владельцев личных счетов штрафами за простые, но довольно распространенные операции, запрещенные российским законодательством. Наличие риска и перспектива уплаты гигантских штрафов неизменно приводила в ужас всех владельцев счетов;
- постоянно растущая угроза новых антироссийских санкций, область применения которых постепенно расширяется. Все чаще иностранные банкиры говорят, что для европейских юристов и банков клиенты из России и их активы становятся токсичными. Банки отказываются проводить некоторые операции или с большой неохотой принимают потенциально опасные активы. Нередко это связано с неумением российских предпринимателей сотрудничать с иностранными банками. Далеко не все российские бизнесмены готовы подробно объяснять, каким образом им удалось приобрести свои активы;
- все больше стран в список требований включают реальное экономическое присутствие. В последние месяцы подобные требования появились в большинстве популярных офшорных юрисдикций. В результате содержание офшорных компаний становится дороже и сложнее. Новая волна амнистии дает декларантам возможность перевести свои компании в специальные административные районы в России, где созданы особые условия по налогам и конфиденциальности данных о бенефициарах бизнеса;
- положительный опыт первых двух амнистий придает уверенность тем, кто раньше не вышел из тени. Для многих неизбежное раскрытие информации становится более опасным, чем добровольное своевременное декларирование.
Судя по всему, несмотря на отдельные особенности, запуск третьего этапа амнистии является хорошей новостью для всех российских бизнесменов, которым есть что декларировать. Программа в условиях глобальной экономической прозрачности идеально подходит для предпринимателей. Вместе с тем, по-настоящему хорошо амнистия работает лишь в самой России. Для большинства иностранных банков и других организаций с высокими требованиями к клиентам российская амнистия капиталов не дает ответы на самые важные вопросы о прозрачности источников происхождения средств.
После прохождения амнистии в России бизнесмены вряд ли смогут сразу стать прозрачными и понятными для современного Запада. Неизбежно предпринимателям придется корректно объяснить природу своего бизнеса. Деньги, полученные незаконным путем, в рамках амнистии капитала не освободит от ответственности ни российское, ни зарубежное законодательство. Новая экономическая прозрачность позволит увеличить объем налоговых поступлений, но в будущем можно будет узнать, оправдает ли правительство ожидания налогоплательщиков, касающиеся эффективности использования средств.