Протесты в России в последнее время участились. Объединяет участников протестных акций одно требование – власть призывают считаться с мнением людей, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
События в Волоколамске, Шиесе, Якутске и Екатеринбурге продемонстрировали, что российские граждане стали настойчивее добиваться своего участия в принятии важных решений, влияющих на жизнь населения. Кроме того, жители страны стали ярче реагировать на разного рода раздражители. Эксперты пытаются определить причины произошедших изменений.
Кандидат исторических наук, политолог Владимир Рыжков отмечает, что протесты по скверам, мусорным полигонам или Байкалу объединяет одна общая черта. Причиной во всех случаях является то, что власть принимает общественно важное и значимое решение без предварительных консультаций с общественностью. Авторитарный тип правления предусматривает, что власть делает то, что хочет. Для существования авторитарного типа правления надо, чтобы не было общества и никто не возмущался.
По словам политолога, в настоящее время происходит зарождение российского гражданского общества – люди по любому важному поводу требуют, чтобы с их мнением считались. При этом сам повод не имеет значения. Недовольство населения может вызвать мост через реку, свалка, сквер или детская площадка. Общество начинает говорить власти о том, что при принятии важных решений мнение граждан нужно учитывать.
Такое развитие событий Рыжков называет «хорошим, важным и позитивным». В результате появляется надежда на то, что в будущем будут приниматься оптимальные решения в интересах общества, а не олигархов, чиновников или бандитов. Поэтому происходящее политолог призывает рассматривать как очень здоровое явление, которое пойдет на пользу экономике, обществу и государству.
Кандидат политических наук, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что существует общая глубокая причина, суть которой сводится к нескольким обстоятельствам. В первую очередь, люди крайне неудовлетворены положением дел в России. Кроме того, имеет место утрата доверия к власти не только на местном, но и на федеральном уровне.
Самым главным моментом является то, что россияне чувствуют себя в значительной мере «обманутыми и использованными». Пенсионная реформа разрушила существовавший в стране раньше «общественный договор». Соглашение предполагало, что власть соблюдает и сохраняет нормы социальных гарантий в обмен на готовность населения ее терпеть.
Социолог утверждает, что количество протестных выступлений будет увеличиваться. На данном этапе даже самый мелкий конфликт может привести к серьезным выступлениям, которые часто воспринимаются гражданами как повод для выражения общего настроения. С другой стороны, о большом общественном движении в масштабах страны пока речь не идет. Существует лишь много точечных протестов, но нет одной большой волны. Кроме самых резонансных выступлений имеют место мелкие конфликты, которые приводят к выступлениям и протестным акциям, но на федеральном уровне не обсуждаются.
Эксперт убежден, что масса нарастающих протестов формирует новую ситуацию. Еще несколько лет назад Кагарлицкий, по его словам, предупреждал, что вместо одного вызова власти придется столкнуться с множеством мелких и частных вызовов в разных регионах. В некотором смысле это хуже для власти, поскольку в каждом случае следует искать отдельное решение с учетом специфики ситуации. Кроме того, даже решение, которое более-менее удовлетворяет протестующих, не снимает глубинную основу недовольства и создает у людей впечатление, что с помощью протестов можно добиться какого-то результата.
Напоминает социолог, что изначально позиция власти заключалась в игнорировании протестов. Руководство страны и регионов делало вид, что ничего не происходит или подавляло протесты в отдельных серьезных ситуациях. Сейчас, похоже, справиться с множеством частных, локальных вызовов власть не может, поэтому начинает идти на уступки. Это значит, что со временем протестов станет больше.
Политолог, социолог Максим Жаров считает, что в большинстве случаев причиной протестов является то, что к мнению людей власть не прислушивается. На данном этапе федеральные и региональные власти успешно применяют практику симулирования общественного мнения, которое выгодно чиновникам. К примеру, в Екатеринбурге проведено общественное обсуждение через сайт мэрии. Довольно значительную часть людей, выступающих против строительства храма на конкретном месте, вычеркнули.
По аналогичному сценарию развивались события в Якутске и в Архангельской области. В результате люди видят, что власть подчеркнуто игнорирует их мнение и насмехается над населением, после чего граждане встают на дыбы и выходят на улицы. По мнению политолога, все протесты объединяет специфическое поведение федеральных и региональных властей.
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков называет протесты выражением раздражения людей по поводу нерешаемых проблем. Речь идет о проблемах, которые раньше, в более благоприятных обстоятельствах, игнорировались. После ухудшения социально-экономической ситуации граждане крайне болезненно воспринимают дополнительные раздражители. В Якутии, к примеру, имел место «национальный вопрос», связанный с приезжими. Многим современникам волнения по национальному признаку кажутся необычными, хотя раньше бытовой национализм был довольно распространенным.
В Екатеринбурге причиной протеста стало строительство храма и раздражение населения от того, что власть влезла в личную жизнь горожан. Кроме того, люди возлагают на власть недовольство за ухудшения материального положения и повышение пенсионного возраста. Вторжение в личное пространство усилило недовольство. Эксперт убежден, что «глубинное» раздражение будет усиливаться, поскольку из-за сужения ресурсов государство все чаще станет вмешиваться в личную жизнь граждан.