Московский мэр – Сергей Собянин – одобрил идею о том, что подземные переходы украсят при помощи граффити, – об этом рассказал «Интерфакс» со ссылкой на заявление С. Собянина, которое было сделано во время заседания молодежного Совета во главе с мэром Москвы.
«В любом случае некоторая часть пространства останется. Я ничуть не возражаю, чтобы молодежь занималась совместным художественным оформлением данных пространств, делали их светлее, чище и красивее», – сообщил Сергей Собянин.
Столичный мэр отметил, что ему граффити импонирует
Градоначальник также уточнил, что основная масса выполненных работ ему нравится, когда сооружения и здания в городе разрисовывают граффити. С. Собянин также предложил наладить встречу с главным архитектором Москвы и художниками, которые увлекаются этим видом искусства. «Я буду просить департамент культуры с вами позаниматься по каким-либо проектам», – рассказал он.
Ранее Собянин отмечал, что в последний период подземные переходы в столице, находившиеся в «удручающем» состоянии, приведены были в порядок: вымыты и покрашены. «Очередной шаг, который предстоит нам выполнить, – наведение порядка относительно мелкорозничной торговли в переходах. Значительную же часть пространства стоит отдать под рекламу для того, чтобы мог заработать тот же «Гормост», метро, и чтобы денежные средства шли на эксплуатацию данных объектов», – подытожил мэр Москвы.
История граффити
Надписи на стенах известны с глубоких древних времен, они были открыты в государствах Древнего Востока, в Риме /Помпеи, римские катакомбы/, в Греции. Значение слова «граффити» со временем обозначать стало любой вид графики, нанесенный на поверхность и расцениваемый многими в виде акта вандализма.
Надо сказать, что над граффити-художниками регулярно нависает угроза наказания из-за создания своих работ в общественных местах, потому ради безопасности большинство из них отдают предпочтение остаться анонимными. Бэнкси /Banksy/ являлся один из самых популярных уличных художников, продолжающий скрывать собственное имя и образ от общественности. Он прославился своими политическими, а также антивоенными трафаретными граффити /в Бристоле/, однако его работы можно наблюдать в различных местах от Лос-Анджелеса и – до палестинских территорий.
Бэнкси стал своего рода в Британии иконой новейшего художественного движения. С 2000 г. организуются выставки его работ, а некоторые из них организаторам принесли огромные деньги. Искусство Бэнкси является превосходным примеро классического противопоставления искусства и вандализма. Множество ценителей искусств поддерживают и одобряют его творчество, в то время когда городские власти его работы считают актами вандализма и уничтожением частной собственности.
Политические и радикальные граффити
Репутацию граффити связывают с субкультурой, хотя политические взгляды различных граффитчиков могут серьезно расходиться. Граффити способно выразить политическую активность, но может явиться и одним из массы средств в гражданском сопротивлении. Примером таким стала анархический панк-коллектив «Crass», который на рубеже 1970-1980 г. рисовал в метро Лондона трафаретные граффити с анархистскими, антивоенными, феминистскими и антипотребительскими посланиями.
Так, панк-граффити получило собственное развитие в Амстердаме, когда буквально весь город был исписан именами «De Zoot», «Dr Rat», «WoRmi», «Vendex» . Специально, чтобы эти граффити запечатлеть, было основано панк-издание под названием «Gallery Anus». Когда в начале 1980 годов проникло хип-хоп движение в Европу, здесь процветала уже живая активная культура граффити.
В условиях колледжей, арт-галерей, андеграундного и уличного искусства развитие граффити привело к тому, что вновь появились формы искусства /1990-е годы/, в открытую выражавшие острые политические, а также культурные противоречия. Все это отобразилось в антирекламе, образовании слоганов и изображений, которые ломали конформистский облик мира, навязанный средствами массовой информацией.
Граффити – стартовая площадка для художников и дизайнеров
Граффити явилось стартовым фундаментом для художников и дизайнеров Северной Америки и всего мира. Американские граффитчики: Mike Giant, Rime, Pursue, Noah и огромнейшее количество остальных сделали творческую карьеру в дизайне одежды, обуви и скейтбордов в популярных фирмах: «Adidas», «DC Shoes», «Rebel8 Osiris», «Circa»; в то же время множество райтеров: DZINE, Daze, Blade, The Mac стали художниками, работающие в официальных галереях.
Автор: Елена Радуга