На фоне растущего противостояния России и Запада, Москва не хочет менять своей политики, используя в противостоянии с западным миром уже опробованные методы. Как Москва пытается противостоять давлению со стороны западных стран, которое вызвано событиями вокруг Украины, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Издание Frankfurter Allgemeine напоминает, что еще совсем недавно глава российского МИД Сергей Лавров обещал Владимиру Путину уже до конца этого лета представить российскому президенту комплексную стратегию по расширению российского влияния в мире. В документе глава российского дипломатического ведомства планировал реализовать концепцию так называемой "мягкой силы", только в российском варианте.
Напомним, что сам Владимир Путин уже неоднократно выступал с требованием улучшить имидж Российской Федерации за границей. Главный российский дипломат указал главе государства на события как вокруг, так и внутри Украины, подчеркнув необходимость наращивания работы, в ходе которой можно было бы разъяснить всем линию российского руководства в международных процессах. По словам Лаврова, сейчас принимаются беспрецедентные меры, направленные на искажение образа Российской Федерации и дискредитации политики ее руководства.
В се это было всего за неделю до катастрофы в украинском небе малайзийского пассажирского авиалайнера – 9 июля, и с тех пор Москва говорит исключительно об иностранной "мягкой силе", позабыв свою доктрину. Российский президент заявил, что "мягкая сила" западных стран вместе с деятельностью неправительственных организаций представляет угрозу, на которую российская сторона должна дать соответствующий ответ. Сейчас уже ничего не слышно о планах Кремля об улучшении своей собственной, российской "мягкой силы". Напротив, российское руководство, похоже, собирается вернуться к запретам и угрозам – уже давно опробованным методам.
К таким методам, в частности, можно отнести намерение руководства Российской Федерации повысить цены на российский газ, который поставляется в страны Европейского Союза – Москва вновь намерена использовать "голубое топливо" в качестве инструмента политического воздействия. Кроме того, Россия чуть ли не каждый день вводит все новые запреты на поставки все новых и новых категорий продуктов питания с территории соседних Украины и Польши. В качестве оправдания подобной политики в Москве заявляют о необходимости защитить российского потребителя. Впрочем, и нефть, и уголь, можно приобрести и у других поставщиком – они могут доставляться по морю. Ситуация с газом иная -
Наряду с экономическими методами воздействия, Россия уже не стесняется прямых военных угроз – тот же Лавров публично допустил возможность нанесения с российской стороны точечных ударов для поражения целей на территории Украины, По его словам, это не будет актом агрессии – просто Россия таким образом может ответить на непрекращающиеся обстрелы ее территории, которые ведутся с территории соседней страны. Более того, в Москве заявляют, что Киев делает это намеренно, несмотря на все заявления украинского руководства, обвиняющего в обстреле территории России боевиков, устраивающих таким образом провокации.
Кто продержится дольше в экономической войне - Россия или Запад?
По мнению издания Die Welt, в странах Европейского Союза далеко не все уверены в том, что российское руководство отважится прекратить поставки природного газа в европейские страны, ответив, таким образом, на введенные против нее санкции. В частности, Оливер Кришер, представляющий в Бундестаге фракцию "зеленых", заявил, что лично он вполне может себе представить подобный сценарий. По его мнению, прекращение поставок российского газа в европейские страны может стать вполне реальным в том случае, если Европейский Союз введет против Российской Федерации действительно жесткие санкции. По мнению депутата, подобная угроза весьма серьезно сужает свободу действий Германии.
Словно подтверждая слова Оливера Кришера, российская сторона заявляет о повышении цен на газ для потребителей из стран Европейского Союза, объяснив это ответным шагом на введенные против нее санкции со стороны ЕС.
Еще одним, очень важным аспектом является то, что Российская Федерация эскортирует в Германию не только природный газ – Москва является для Берлина самым крупным поставщиком угля и нефти. Доля российских поставок этих видов топлива на немецком рынке составляет 30 и 35 процентов соответственно.
И если нефть и газ можно приобрести и у других поставщиков, поскольку эти виды топлива можно доставить морским путем, то с газом ситуация совершенно иная – поставки российского газа осуществляются по газопроводам, серьезной альтернативы которым на сегодняшний день просто нет.
С другой стороны, прекращение российской стороной поставок автоматически означает прекращение оплаты за него, поэтому многие сомневаются, что Россия все-таки рискнет на столь радикальный шаг – половина бюджета РФ формируется за счет доходов, полученных в результате экспорта за рубеж "голубого топлива".
С учетом взаимной зависимости России и Европейского Союза, одно можно констатировать с уверенностью – по итогам экономической войны проиграют обе стороны, весь вопрос в том, кто дольше продержится.