Оппозиция Российской Федерации провела самую крупную за последнее двухлетие акцию протеста. Корреспонденты издания DW выяснили, как конфликт в Украине поменял структуру и стратегию оппозиционных движений.
Марш мира в столице Российской Федерации 21 сентября текущего года стал крупнейшей акцией оппозиции на протяжении последних двух лет, как полагает один из организаторов мероприятия, член партии «5 декабря» Сергей Давидис. «Это было на уровне 2011-2012 годов, когда оппозиционные силы обширно выражали протест против фальсификаций на парламентских и президентских выборах», - рассказывает Давидис в комментариях DW. Как он оценил, в акции участвовали по меньшей степени 40 тысяч человек. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Маршрут шествия был проложен от Пушкинской площади до проспекта Сахарова – аналогично с тем же, как на первом Марше мира 15 марта, в котором, по различным оценкам, участвовали от 30 до 50 тысяч граждан. «Но если в марте проспект Сахарова, где заканчивалось шествие, был наполнен людьми только на 50 процентов, то сегодня колонны оппозиционеров занимали его полностью», - рассказывает журналист DW. В то время, когда первые участвующие в акции уже подошли к метро «Чистые пруды», другие только проходили через металлоискатели на Пушкинской.
Цензура на входе.
Участники акции скандировали: «Путин, выведи войска!», «Путин, Гаага ждет!», «Война в Украине - позор Кремля!», а также «Слава Украине!». На плакатах и транспарантах красовались надписи «Руки прочь от Украины», «Путин, хватит врать и воевать», «Украина, прости нас!». Но не каждый плакат и транспарант был допущен на мероприятие - на входе сотрудники полиции осматривали всех демонстрантов, по собственному вкусу определяя, какие лозунги считаются допустимыми, а какие - нет.
К примеру, у некоторых оппозиционеров были конфискованы плакаты с лозунгами «Нет кремлевскому фашизму» и «Война с Украиной - преступление России». Последний лозунг был признан органами полиции недопустимым по той причине, что официально «Российская Федерация не находится в состоянии войны». Со слов Сергея Давидиса, руководители Марша мира приняли решение оспаривать данную практику в суде. «Каждый плакат проходили досмотр - таковым являлось условие полиции и мэрии. Это была добрая воля с нашей стороны. Но в результате по решению полицейских десятки плакатов и транспарантов были не допущены к мероприятию. Там не было экстремистских высказываний, призывов к насилию. Люди затрачивали время на подготовку плакатов и выражали свое собственное мнение, и непонятно, по какой причине собственное мнение отдельного полицейского способно стать на ведущее место».
«В остальном взаимодействие с полицейскими структурами было эффективным», - подчеркнул Давидис. В определенных точках маршрута оппозиционеров ожидали немногочисленные представители прокремлевских групп, которые скандировали «Фашизм не пройдет!», «Готовишь Майдан - поедешь в Магадан!» и явно проявляли старания разозлить участников марша. Но до существенных столкновений дело не доходило - сторонников самопровозглашенных республик отделяла от оппозиционеров цепь полицейских сотрудников, и все ограничивалось ироничной перебранкой.
Перемирие не отменяет протест.
Заявление на проведение марша было направлена 15 августа, когда в Украине проходили активные военные действия. «К сожалению, раньше мы не имели возможности организовать шествие - ведь в настоящее время практически первый свободный выходной после летних отпусков, - рассказывает Сергей Давидис. - До этого отмечался День города, после этого - региональные выборы. Помимо того, проведение подготовки такого массового мероприятия требует времени - надо, чтобы граждане о нем узнали. Мы довольно стремительно распространяли сообщения в социальных сетях и в средствах массовой информации, но на это также требовалось было время».
Насколько важны требования участников мероприятия на фоне провозглашенного перемирия? Довольны важны, как полагает историк и ведущий редактор интернет-издания «Полит.Ру» Борис Долгин, который прибыл на мероприятие как частное лицо: «Перемирие лучше, чем его отсутствие, но, по сути, требования остаются теми же: не стоит лезть немытыми руками туда, куда не просят. Не вмешивайтесь в дела Украины, она сама разберется».
Без радикалов.
В сравнении с обширными «болотными акциями» политический состав участников мероприятия был более однородным - в частности, это представители либеральной интеллигенции, так или иначе ассоциирующей себя с европейскими ценностями: были продемонстрированы флаги РПР-Парнас, «Солидарности», «Яблока», а также левых движений - феминисток, анархистов.
Если два года назад в акциях оппозиции почти всегда принимали значительное участие представители ультраправых групп, то в настоящее время их фактически не заметно. Со слов Сергея Давидиса, идеологический спектр оппозиции за протяжение последних шесть месяцев изменился: «Как правые, так и левые империалисты, невзирая на присутствующие разногласия с властями по другим вопросам, перешли в группу поддержки правительства. А так называемые либералы фактически полностью остаются в оппозиции».